Главная  |  Статьи

12.03.2011

Россия может оказаться в черном списке FATF, если Центробанк не возьмет под контроль электронные платежи

Россия может оказаться в черном списке FATFДепутаты Госдумы предрекают России жесткий прессинг со стороны FATF в том случае, если не будут приняты поправки к законопроекту, регламентирующие работу национальной платежной системы.

По мнению авторов поправок, все электронные проводки должны контролироваться Центробанком, и ни одни платежная система, в частности, Mastercard и Visa, не имеют права передавать платежные данные за рубеж.

Текст документа, который депутаты Госдумы планируют представить ко второму чтению законопроекта "О национальной платежной системе", содержит исключенные из него ранее требования, чтобы операторы платежных систем пользовались имеющимися на территории России инфраструктурами.

Как сообщает Газета.ру, ссылаясь на источник в Государственной думе, на внесение требований в законопроект  настаивают в администрации главы страны.

После того, как перед первым чтением из законопроекта был вычеркнут данный пункт, на знаменитом интернет-ресурсе Wikileaks был опубликован текст телеграммы, составленной американскими дипломатами, работающими в Москве, в котором, в частности, говорилось о том, что организация платежной национальной системы в России может стать "ущербом для американского бизнеса".

Владислав Резник, глава комитета Госдумы по финансовым рынкам считает, что существует несколько вариантов создания локальной инфраструктуры, к примеру, организация операторами национальных платежных систем единого процессинга, создание международными платежными системами единого локального процессинга, неофициальные затраты на сегодняшний день оцениваются экспертами в несколько миллионов долларов. Все эти операторы будут иметь возможность маршрутиризировать платежи в рамках платежной системы России, а  в случае проведения межнациональной платежной операции, должны будут сообщать информацию о ней в международные платежные системы.

По другому варианту возможно обрабатывать российские платежи во внутренней платежной системе, а передавать в международные платежные системы только те платежи, которые являются трансграничными. Данный вариант обеспечит  взаимодействие процессинга в рамках сотрудничества с международными платежными системами ведущих расчетных российских банков, которые будут действовать по единым правилам.

В аппарате комитета по финансовым рынкам считают, что: " Аргумент о том, что Visa и MasterCard уйдут с российского рынка в случае принятия законопроекта, весом, но не критичен. Указанные компании являются сугубо коммерческими, и их деятельность никак не регулируется российским законодательством. То есть они могут уйти с российского рынка в любой момент по собственному усмотрению. Учитывая изложенную выше особенность американского регулирования, фактически уход указанных компаний с российского рынка может быть вызван в том числе политическими соображениями. Например, известны факты одномоментного прекращения обслуживания карт международных платежных систем на всей территории Сербии по требованию США во время военного конфликта НАТО и Сербии. Естественно, в указанном случае действия международных платежных систем были вызваны не экономическими соображениями, а обусловлены упомянутыми особенностями экстерриториального принципа регулирования в США".

В декабре прошлого года Госдума приняла законопроект о НСП в первом чтении. За год до этого события президент России поставил задачу создать в стране национальный аналог MasterCard и Visa.

Илья Рябый, руководитель российской MasterCard комментирует происходящее следующим образом: "MasterCard всегда действует в соответствии с законодательством страны, где работает: как только будет принят закон, мы последуем его требованиям. Россия - важная страна для нашей компании, и мы будем содействовать формированию наиболее благоприятных возможностей для дальнейшего развития рынка".

Неожиданно, работа над законопроектом о НПС столкнулась с откровенным противодействием со стороны государственных рынков и других участников платежных систем. Министерству финансов пришлось трижды переписывать данный документ.
Требование относительно зарубежных компаний проектом закона о национальной платежной системе откладываются на два года.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев комментирует: " За это время требование об обязательном переводе инфраструктуры иностранных платежных систем в Россию может быть отменено. По политическим причинам: это сильные компании, у которых авторитетное руководство. У них есть серьезный аргумент — возможные проблемы у миллионов пользователей карт при получении зарплаты. Известно, что задержка зарплаты в России нежелательна для работодателей".

Павел Медведев считает требование относительно обязательного использования российской инфраструктуры ничем не оправданным, но вместе с этим уверен, что перевод электронных платежей - всех средств, переводимых через платежные терминалы, мобильные и электронные кошельки, виртуальные обменные пункты и виртуальные платежные системы - должен в обязательном порядке быть под контролем Центробанка.

В подготовленном ко второму чтению тексте имеются поправки, которые включают все электронные переводы к новой форме безналичных расчетов. Соответственно, осуществляться они могут "исключительно кредитными организациями по поручениям своих клиентов с использованием электронных средств платежа".

Электронные деньги по предложению разработчиков поправок к законопроекту должны быть приравнены к денежным средств, которые клиент вносит в кредитную организацию, но учитываться они должны без открытия банковского счета. Если законопроект будет принят в данной редакции, Банк России сможет выдавать для указанных целей новый "облегченный" вид лицензий.

Павел Медведев уверен: "Если принять законопроект в том виде, в котором он предложен сейчас, то любой наркодилер из Москвы сможет расплатиться за запрещенный товар с партнером где-нибудь в Узбекистане с помощью электронного платежа или даже мобильного телефона, поскольку анонимный платеж ограничивается всего 15 тысячами рублей".

Павел Медведев считает, что все электронные платежи должны быть самым тщательным образом контролируемы регулятором, чтобы не допустить образования очередной лазейки для отмывания денег, потому что принятие законопроекта в том виде, в котором он есть на сегодня, дает возможность осуществления перевода электронных денег от юридического лица физическому анонимному неидентифицированному получателю.

С ним согласен Гарегин Тосунян, глава Ассоциации российских банков: "Мне непонятно, почему наряду с электронными платежами через банки параллельно запускается другая платежная система. Нас обвиняют в том, что мы хотим эксклюзивные права на электронные платежи, но на самом деле, когда к банкам предъявляются одни требования, а к операторам электронных денег — другие, либеральные, это никуда не годится".

Национальная ассоциация  участников электронной торговли подсчитала, что в объем рынка моментальных платежей в 209 году составил 649 миллиардов рублей, что было на 21% больше объемов 2008 года, а в 2010 году оборот рынка моментальных платежей достиг 746 миллиардов рублей.

Три года тому назад всемирная организация, которая борется против "грязных" денег, Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) внесла Россию в так называемый "черный список" стран и потребовала ликвидации электронных платежей, осуществляемых все банковского сектора, либо же принятия закона легализировавшего их.

На сегодняшний день ни одна из рекомендаций FATF не была реализована.

Росфинмониторинг некоторое время назад вышел с предложением снизить сумму минимального анонимного перевода наличных средств с 15 тысяч до 3 тысяч рублей. В случае осуществления операции с более крупной суммой, клиент должен  предъявить удостоверение личности и пройти процедуру идентификации.

Операторы электронных платежных систем категорически не согласны с лоббируемыми банкирами требованиями.

Глава известной платежной системы Qiwi Андрей Романенко говорит: "FATF рекомендует ограничить электронные платежи внутри страны суммой, эквивалентной 1 тысяче евро. В России предельное значение всего 15 тысяч рублей. Этот уровень надо повышать".

Виктор Достов, председатель совета Ассоциации электронных денег полностью согласен с коллегой. Он уверен, что
поводом для предъявления претензий со стороны FATF никак не может быть максимальная сумма безналичного перевода. Ведь размер максимальной суммы конкретно прописан в законе о противодействии отмыванию доходов, полученных в результате противоправной деятельности.

Генеральный директор "Элекснет" Юрий Мальцев по этому поводу считает: "Обсуждение законопроекта о НПС вообще идет не в том направлении, а попытки зарегулировать эту сферу превращаются в ритуал". Он говорит, что законодателям «нужно продуктивнее учитывать международный опыт и практику регулирования этой сферы".