Главная  |  Статьи

18.08.2008

Кредит "на вырост"

Если верить статистике, то из-за проблем на мировом рынке в России немного сократился объём выдаваемых кредитов. И все же для многих россиян, нуждающихся в жилье или желающих открыть собственное дело, заем остается почти единственным шансом для исполнения заветной мечты. Но если с первым проблем сегодня практически нет, то со вторым дела обстоят куда хуже. Банки уже выдали малому бизнесу кредитов на десять миллиардов долларов. И, тем не менее, спрос на займы ежедневно растет!

Будучи Президентом России, Владимир Путин многое сделал для развития в стране малого и среднего бизнеса. Причем подразумевается не сфера торговли, которая как раз, мало нуждается в помощи государства, а реальная производственная отрасль. В этой связи хотелось бы напомнить и слова Дмитрия Медведева, который выразил обеспокоенность состоянием так называемых "малышей" в России, заявив о необходимости совершенствования нормативной базы. "Законодательство о малом бизнесе носит в значительной степени лозунговый характер и, по сути, мало способствует улучшению предпринимательского климата в стране", - сказал он.

Несмотря на то, что в правительстве с завидным постоянством говорят, что локомотивом экономики может стать малый бизнес, до сих пор госпомощи в решении главной проблемы "малышей" - кредитовании - практически не видно. За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы коммерческие банки. Собственно, деньги-то "малым" предпринимателям некоторые из них занимают, но поскольку дело это довольно рискованное, то общие объемы кредитов пока не впечатляют. Иначе и быть не может: банк не уверен, насколько успешной окажется идея заемщика, сможет ли он найти покупателя своей продукции, есть ли у него коммерческая жилка, чтобы просчитать все возможные риски.

Проблема, наверное, еще и в том, что у многих банков нет точного определения этому самому малому бизнесу. По закону таковым считается предприятие с численностью сотрудников до ста человек. Банкиры подходят к проблеме иначе: малым бизнесом у них может оказаться любая фирма, лимит кредитования которой не превышает пяти миллионов долларов. Под этот критерий подпадает, как правило, уже только хорошо "раскрученное" дело, которому и в залог, как говорится, есть что оставить. Давать же столь огромные кредиты новичкам просто не выгодно, да и требуют они тщательного, если не сказать "микроскопического", анализа возможностей потенциального клиента.

А от последнего требуется толстый пакет различных необходимых документов. Поэтому, как рассказывает сотрудница одного из калмыцких коммерческих банков, не дающего займы на "раскрутку" малого бизнеса, кредиты "физикам" всегда были и будут более предпочтительными. "Потребительский кредит отдается из зарплаты: главное - вернуть его в приемлемый для банка период, само наличие средств рассматривается как данность. Предпринимательский кредит должен "отбиться" за счет прибыли, но финансовая устойчивость небольшой фирмы, которая почти наверняка не имеет аудированной отчетности, совсем не очевидна, к тому же в этом случае процентная ставка для заемщика принципиальна.

Выходит, что и малому бизнесу тоже не помешает как следует поработать над ошибками. Ведь чаще всего банкиры отказывают в кредите не из-за отсутствия залога, а из-за плохого финансового состояния. Часто предприниматель не в состоянии адекватно оценить свои финансовые потоки. Ему кажется, что он все легко окупит, а специалисты после тщательного анализа его документов выносят свой вердикт, согласно которому выходит, что, даже взяв кредит, эта фирма разорится через полгода.

В последнее время в некоторых банках появился новый вид услуг - микрокредитование. Суммы невелики - до одного миллиона рублей. Но для небольшого предприятия этого вполне достаточно. Однако ставки часто достигают пяти процентов в месяц. Объяснение здесь простое: таким образом банк покрывает свои риски. Микрофинансирование, созданное в России как инструмент финансовой поддержки малого предпринимательства, уже подтвердило на практике свой потенциал.

Российскую тенденцию в 2004 году подхватили и регионы. Фондами поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции на местах на 2007 год было выдано более двухсот тысяч микрозаймов на общую сумму, превышающую 3 миллиарда рублей. Размер каждого колебался в пределах от десяти до ста тысяч рублей на срок до шести месяцев с погашением основной суммы займа ежемесячно равными долями. Процентная ставка составляет 35-50 процентов годовых в зависимости от вида деятельности. Фонды быстро заняли пустующую нишу на кредитном рынке, поскольку основными клиентами становились субъекты малого предпринимательства, имеющие ограниченный доступ к стандартным банковским кредитам.

Источник: CredNews.ru - банки и кредиты