Банки ужесточают условия выдачи автокредитов, и впереди ожидается повышение ставок по ним на 1-2%. По мнению некоторых экспертов, это может привести к снижению продаж новых автомобилей в России на 20-30%. В Москве уже два банка отказались от выдачи автокредитов, рассказал RB.ru начальник отдела продаж и развития бизнеса автокредитования "Кредит Европа Банк" Дмитрий Войдаков.
По его данным, МКБ прекратил выдачу всех экспресс-кредитов, в том числе автомобильных. Эту информацию RB.ru подтвердили еще два участника рынка. А "Юниаструм Банк", по словам Войдакова, и вовсе перестал выдавать какие-либо кредиты. Связаться с пресс-службой этого банка RB.ru сегодня не удалось.
В последнее время большинство банков изменило свою политику по выдаче автокредитов, отмечают эксперты RB.ru. В частности, они ужесточили свои требования к заемщикам, подтверждает начальник кредитного отдела компании "Автомир" Иван Романов. Кроме изменения подхода банков к оценке заемщика, финансовые институты готовятся повысить процентные ставки по автокредитам, отмечают эксперты RB.ru. Войдаков уверен, что в ближайшее время стоит ожидать роста ставок рублевых кредитов на 1-2%. Ставки по валютным кредитам, скорее всего, пока изменяться не будут, добавляет он.
Романов из "Автомира" объясняет ситуацию на рынке автокредитования скорее не кризисом ликвидности, а кризисом доверия банков. Войдаков не отрицает, что проблемы с ликвидностью финансовых учреждений сейчас существуют, однако они актуальны для более мелких игроков. Поводов для паники, по его мнению, нет. "Крупные игроки, а также "дочки" иностранных банков выживут, сейчас у них есть деньги, серьезные проблемы имеются только у мелких игроков", – говорит Войдаков. Российским крупнейшим банкам окажет поддержку государство. В частности, Минфин и Центробанк уже приняли экстренные меры по спасению банковской системы. Они пообещали выделить 1,5 мтрл руб. на три месяца таким гигантам отрасли, как Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, которые должны оказать поддержку "нуждающимся" банкам.
Автодилеры также не поддаются панике. "Пока ситуация с автокредитованием никак не изменилась, спада его объемов не наблюдается", – говорит начальник кредитного отдела компании "Автомир" Иван Романов. По итогам сентября (на 18 число) доля кредитных продаж в ГК "Автомир" составила 42% от всех розничных продаж, что соответствует среднему показателю этого года – 41-42%, приводит данные Романов. Что будет дальше, он предсказывать не берется, однако придерживается оптимистичного сценария развития событий. "Если потребителю не выдадут кредит на покупку машины в одном банке, это всегда сделают в другом, поэтому на дилерском бизнесе ситуация в финансовом секторе не отразится", – считает Романов.
Однако с ним не согласен директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. Он не исключает, что изменение политики по выдаче автокредитов населению может в свою очередь привести к снижению объемов продаж новых автомобилей. Если российские и зарубежные банки, под тяжестью финансового кризиса, значительно снизят объемы выдачи автомобильных кредитов, объем продаж новых автомобилей в России может сократиться минимум на 20-30%, делает неутешительный прогноз Целиков. По его мнению, в более выгодном положении окажутся продавцы дешевых авто. "Если потребитель уже принял решение о покупке новой машины, а дополнительных денег на нее взять неоткуда, ему придется довольствоваться отечественной техникой или "бюджетными" моделями иностранных марок", – объясняет эксперт.
Бурное развитие автокредитования стало локомотивом, который вывел в этом году российский авторынок на первое место в Европе. Согласно данным "Автостат", сейчас каждая вторая машина в России приобретается с помощью банковского кредита. По итогам 2007 г. из 2,42 млн новых автомобилей в кредит было продано 1,15 млн машин в России. По прогнозу "Автостат" в этом году рынок кредитных машин должен был вырасти до 1,6 млн автомобилей, при общем объеме рынка в 3,16 млн штук.
Источник: rb.ru