Ради спасения мировой финансовой системы западные государства, засучив, рукава, принялись выгребать бюджетные хранилища. В подражание действиям Запада российский кабинет министров также решил оказывать финансовую помощь "нуждающимся", придав своим действиям неповторимый новорусский колорит.
Даже после краткого ознакомления с набором антикризисных мер по-русски складывается впечатление, что мы боремся не с российским, а с западным экономическим кризисом. Похоже, и государство, и общество до сих пор не осознали, что истоки, развитие и последствия экономических потрясений в нашей стране и за рубежом разительно отличаются друг от друга.
Так что пока мы минимизируем экономический негатив, больше свойственный западным экономикам, игнорируя выпирающие кризисные явления собственного национального хозяйства.
Фондовый рынок
Констатируем еще раз – в России никогда не было полноценного фондового рынка, включающего развитую инфраструктуру, соответствующее правовое регламентирование, наличие диверсифицированного выбора эмитентов. По итогам 2007 года на долю 10 крупнейших эмитентов пришлось 68,5% капитализации (в том числе на "Газпром" – 27,3%), доля сделок с 30 наиболее ликвидными акциями составила 98,9% всего биржевого оборота, а 50,4% капитализации пришлось на предприятия топливной промышленности.
Эти суждения трудно назвать оригинальными. Вот что говорил о мерах по развитию национального финансового рынка, выступая перед Госдумой 8 мая 2008 года, будущий премьер Путин:
"Первое – надо оптимизировать существующую инфраструктуру и упорядочить систему государственного регулирования финансового рынка. Второе направление – это совершенствование законодательства в финансовой сфере. В том числе – формирование норм права, регулирующих сделки с производными финансовыми инструментами. Третье – надо создавать по-настоящему массовый класс инвесторов. Люди, даже со скромными накоплениями, должны получить возможность приумножать их, вкладывая в различные отрасли национальной экономики. Для этого, в частности, нужно стимулировать появление крупных публичных компаний, успешное размещение их акций на внутреннем рынке. И наконец, четвертое – на рынке ценных бумаг надо сформировать комфортный налоговый режим".
Также излишне напоминать, что государство всемерно поощряло рост капитализации российских компаний, повышая курс рубля, поддерживая проведение "народных" IPO и не обращая внимания на природу поступающих в страну иностранных инвестиций.
Причем, аргументацию подобной политики черпало из "рекомендаций" мировых инвестиционных институтов, ныне финансово несостоятельных. Вот, например, какие рецепты выдавала главный экономист Merrill Lynch по России и странам СНГ г-жа Цепляева в феврале этого года: наиболее правильным способом борьбы с инфляцией в России является плановое повышение номинального курса рубля к доллару. Рекомендуемый график укрепления рубля предполагает снижение курса доллара до 22,85 рублей во втором квартале этого года и 22,75 – в четвертом квартале. В начале 2009 года курс доллара должен быть снижен до 22,0 рублей, а в четвертом квартале 2009 года – до 20,0 рублей.
Такие вот, с позволения сказать, "рекомендации" на протяжении многих лет помогали властям раздувать фондовый пузырь. Иностранцы прекрасно понимали, что отдельные представители государства кровно заинтересованы в его росте, а потому средства иностранных инвесторов перед фондовой катастрофой составляли до 70% всего биржевого оборота.
Для продвижения своих коммерческих интересов зарубежные финансовые институты активно использовали самых разношерстных субъектов влияния, время от времени выдававших бредовые предложения, навроде только что представленных.
Заметим, главный экономист Merrill Lynch по России и странам СНГ наверняка имеет российское гражданство, но даже если нет – происхождение у нее все равно русское. Все на продажу, даже совесть и душу, не так ли?
После фондовых обвалов, случившихся 25 июля (дело ОАО "Мечел"), когда индекс РТС снизился на 5,6%, и 9 августа (начало кавказского конфликта), когда падение того же индекса составило 7,5%, фондовый рынок так и не смог переломить нисходящий тренд. После исторического максимума, достигнутого 19 мая этого года и составившего 2498,1 пунктов, за пять месяцев индекс РТС снизился в 3,7 раза до 667,6 пунктов 17 октября, причем, с 24 июля по 17 октября этого года индекс упал в 3,1 раза. (Напомним, что Dow Jones падал с 14164,5 пунктов до 8451,2 пунктов почти год, а снижение составило 1,7 раза).
Такая динамика свидетельствует о том, что развитие кризиса в России протекает по более быстрому и негативному сценарию в сравнении с Западом.
Обратите внимание – ни одно правительство в мире не заявило о желании выделять средства государственных бюджетов или подконтрольных государству внебюджетных фондов на поддержку фондового рынка. Только Россия. Потому что в мире укоренилось четкое понимание: фондовый рынок – это коммерция, государству не пристало участвовать в узаконенных воздушных спекуляциях. Российское правительство, напротив, считает приемлемым потратить 175 млрд. рублей в 2008 году и столько же в следующем для приобретения акций на фондовом рынке. По мнению членов кабинета, 350 млрд. рублей – пока не такая уж и большая сумма, можно поиграть.
Кроме этих средств, в ближайшее время будет принято решение о направлении до 70 млрд. рублей хранящихся в ВЭБе пенсионных накоплений "молчунов" для покупки ценных бумаг негосударственных компаний. В довершение на прошлой неделе к игре на фондовой бирже законодательно подключен Банк России.
Банковский сектор
И здесь кризис по глубине и быстроте развития имеет те же характеристики, что и на фондовом рынке. Если о кризисе доверия в мировой банковской системе заговорили через полгода после начала кризиса американской ипотеки, то Россия оказалась в том же положении всего через два месяца после начала фондового пике.
Разговоры о кризисе ликвидности в российском банковском секторе несостоятельны хотя бы потому, что на 17 октября этого года суммарные остатки средств на счетах кредитных организаций составляли 606,6 млрд. рублей, тогда как, например, 29 апреля – 425,1 млрд. рублей, а 28 июля – 443,1 млрд. рублей. Но в те дни о кризисе ликвидности никто не говорил.
Развитие ситуации в банковском секторе страны добавляет новые штрихи к портрету российского кризиса.
Сегодня уже мало кто вспоминает, что полгода назад была развернута масштабная кампания по размещению средств государственных корпораций, компаний и фондов на депозитах в кредитных организациях. Мол, надо спасать российские банки от недостатка средств. Деньги разместили, но их до осени не хватило. Причина проста – тогда банковский менеджмент погасил внешние обязательства, а на остававшиеся средства вновь развернул бурную деятельность по превращению краткосрочных пассивов в долгосрочные активы, приплюсовывая к официальной кредитной ставке несколько процентов наличными.
Есть все основания полагать, что через полгода российское правительство вновь примется изыскивать средства для поддержания "бедных" банкиров, потому что выделяемые ныне сотни миллиардов будут потрачены на поглощение мелких и средних банков, выплаты по внешним займам и на все то же кредитование на "взаимовыгодных" условиях. О перспективе в российском бизнесе думать не принято.
Происходящий передел российского банковского рынка мы уже обсуждали. Подтверждения правильности высказанных тогда предположений поступают практически каждый день. Из свежих – поглощение "Газэнергопромбанком" внешне устойчивого "Собинбанка" с предоставлением поглотителю депозита из резервов ЦБ в сумме 500 млн. долларов и окончание переговоров по приобретению ВЭБом непрозрачного "Глобэксбанка". Сейчас самое время сравнить меры по стабилизации банковского рынка, предпринимаемые на Западе с действиями российского руководства.
В США девять крупнейших банков получат из бюджета 125 млрд. долларов. По 25 млрд. долларов минфин инвестирует в JPMorgan, Citigroup и Bank of America (с учетом Merrill Lynch), 20-25 млрд. долларов – в Wells Fargo, по 10 млрд. долларов – в Goldman Sachs и Morgan Stanley, 3 млрд. долларов – в Bank of New York Mellon и примерно 2 млрд. долларов – в State Street. В общей сложности из 700 млрд. долларов, выделенных конгрессом, на покупку акций банков будет потрачено около 250 млрд. долларов, хотя по оценке Bloomberg, потери банков составили более 635 млрд. долларов.
Американское правительство будет покупать привилегированные акции банков, не дающие права голоса. Дивиденды по этим акциям составят 5%, но если в течение пяти лет банки деньги не вернут, дивиденды вырастут до 9%. К тому же Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) до конца 2009 г. может застраховать неограниченный объем средств на счетах малого бизнеса. Совокупный же объем помощи американскому банковскому сектору оценивается в 1,8% ВВП США за 2007 год.
В Великобритании планируется вложить 37 млрд. фунтов (64 млрд. долларов) в акции Royal Bank of Scotland, HBOS Plc и Lloyds TSB Group. Также государство гарантирует долговые обязательства банков со сроком обращения более 3 лет на общую сумму 250 млрд. фунтов. Совокупный объем помощи британскому банковскому сектору оценивается в 2,3% ВВП Великобритании за 2007 год. Франция, Германия и Испания предоставят 960 млрд. евро для гарантирования межбанковских кредитов, а также получат доли в банках, примерно равные 3% их ВВП. В результате последних действий западных правительств лондонская межбанковская ставка LIBOR на трехмесячный кредит в евро упала на максимальное значение более чем за 5,5 лет до 5,23% годовых, а в долларах – до 4,08% годовых.
В России в четырех системообразующих банках (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк) правительство планирует разместить на депозитах до 1,5 трлн. бюджетных рублей, еще 450 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния и Инвестиционного фонда будет размещено на счетах ВЭБа. ЦБ предоставит банковской системе до 900 млрд. рублей на поддержание ликвидности и еще 500 млрд. рублей – на увеличение капиталов четырех системообразующих банков. Помимо этого Банк России предоставляет 50 млрд. долларов все тому же ВЭБу для последующего погашения российскими заемщиками внешней задолженности.
Итого только на поддержку банковского сектора в 2008-2009 годах будет выделено более 4,66 трлн. рублей или 14,1% ВВП России за 2007 год.
Руководители системообразующих банков в кулуарных беседах и на закрытых брифингах говорят, что полученными средствами делиться с другими банками не намерены. Исключение составят затраты на поглощение кредитных организаций и продолжение работы с действующими контрагентами, то есть с узким кругом финансовых структур и компаний реального сектора. И конечно "весомый" вклад в стабилизацию банковского сектора внес вице-премьер Иванов, заявивший на прошлой неделе с военной прямотой: "На мой личный взгляд, если в условиях нестабильности на межбанковском рынке некоторые банки уйдут – только воздух чище будет".
Таким образом, к представленным выше чертам российского кризиса – быстроте развития и глубине негатива прибавляется несколько новых. Это необходимость финансовых вливаний в кредитные организации как минимум раз в полгода, передел под видом санации и финансовой поддержки банковского рынка, а также коррупционное разбазаривание бюджетных средств и резервов.
Реальный сектор
Из-за рубежа каких-либо существенных сведений о финансовой поддержке реального сектора экономики за последнее время не поступало. Что неудивительно – на Западе бушует финансовый кризис, а общий спад производства осторожно прогнозируется только на следующий год.
Пока что темпы роста экономик развитых стран в целом положительные, инфляция не зашкаливает, уровень безработицы также далек от показателей предыдущих экономических кризисов.
Россия и здесь впереди. Если по итогам июля этого года спад был зафиксирован в 5-ти отраслях обрабатывающей промышленности из 14-ти, то по итогам августа – уже в 9-ти. Кроме обрабатывающих производств экономические проблемы постучались в двери торговли, строительства, аграрного сектора, что, естественно, не осталось незамеченным в правительстве.
В последние дни в Кремле и Белом доме практически каждый день проходят совещания, на которых обсуждаются меры по финансовой поддержке тех или иных отраслей экономики. Всем обещается поддержка, кому – в форме выдачи кредитов, кому – в виде налоговых послаблений. Среди просителей наибольший интерес представляют девелоперы.
Запад равнодушно взирает на снижение цен на рынке недвижимости. Трудности с получением ипотечных кредитов, уменьшающиеся доходы населения, отказ большинства компаний по объективным и субъективным причинам от выплаты бонусов и дивидендов свидетельствуют о том, что цены на жилье будут снижаться. По сути, что на западном, что на российском рынке недвижимости был раздут финансовый пузырь, аналогичный фондовому.
Но то на Западе. В России и здесь все иначе.
Так, на уровне федерального правительства уже принято решение о выделении из фонда ЖКХ 50 млрд. рублей на расселение аварийного фонда и выкупе на 21 млрд. рублей строящегося и готового жилья для военных. Скорее всего, в сторону послабления будут пересмотрены стандарты ипотечных кредитов АИЖК, которому предложат выкупать кредиты не только под готовые, но и под строящиеся квартиры.Кроме этих мер, правительство до конца года готово предоставить застройщикам льготные кредиты суммарным объемом до 100 млрд. рублей для окончания строительства жилья экономкласса с последующей продажей его государству. Заметим, продажей не по фиксированным ценам, а по себестоимости строительства плюс 15%. Нетрудно догадаться, что в накладе не останутся не только застройщики, но и все прочие участники строительной цепочки.
Регионы быстро осознали все нюансы оказания финансовой помощи. Так, правительство Москвы уже приняло решение о выкупе у терпящей финансовое бедствие группы компаний "ПИК" жилья для москвичей, но в ближнем Подмосковье почти на 1 млрд. долларов (всего на программу "спасения" застройщиков из столичного бюджета выделяется 2 млрд. долларов). Причем, выкуп будет происходить не по себестоимости, а по ценам, близким к рыночным: квадратный метр жилья в Мытищах обойдется московским налогоплательщикам в 85,0 тысяч рублей, в Долгопрудном – в 78,9 тысяч рублей, в Люберцах – в 74,2 тысяч рублей.
Нет сомнений, что текущие проблемы застройщиков до конца года будут решены. Что же касается долгосрочных проблем, связанных прежде всего с погашением российских и иностранных займов, о которых говорилось в предыдущих выпусках "обнуления", их предстоит решать в будущем году. Однако в любом случае цены на жилье "стабилизировать" на существующем уровне не удастся. Можно лишь отсрочить их падение, чем в настоящее время и занимаются федеральные и региональные власти.
Оставим в стороне доблестный российский автопром и энергетиков. "Своих" (а "чужих" в реальном секторе российской экономики не осталось) правительство не бросит. Поговорим о проблемах аграриев, собравших в этом году рекордный урожай зерновых, который оказался никому не нужен. И дело даже не в том, что финансовый кризис отразился и на мировом рынке зерна, а в том, что российскому аграрному сектору до конца года необходимо перекредитовать почти 900 млрд. рублей взятых под будущий урожай кредитов.
Конечно, все 900 млрд. рефинансировать не удастся, а это значит, что часть рекордного урожая (107-108 млн. т) придется продавать ниже себестоимости, что в свою очередь ударит по подготовке к посевной будущего года. И пусть Минсельхоз планирует экспортировать до 20 млн. т зерна (больше не получится из-за пропускной способности транспорта и портов), на внешнем рынке придется демпинговать – у конкурентов урожаи также высокие.
Тут уже не до строительства новых элеваторов или закупки техники – главное максимально уменьшить потери зерна, а перспективы здесь нерадостные: по разным оценкам в этом году придется списать до 10% урожая. Отыгрываться, как всегда, будут на потребителях: несмотря на рекорды, цена на хлеб будет расти.
Сухой остаток
Итак, что мы имеем на конец октября.
Во-первых, кризис в России развивается быстрее по сравнению с развитыми странами, а масштаб возникших и надвигающихся проблем не идет ни в какое сравнение с Западом.
Во-вторых, внешний долг российских предприятий и банков, составлявший на 1 июля этого года 488,3 млрд. долларов даже после частичного погашения во втором полугодии 95,4 млрд. долларов и при условии, что новых займов не будет, будет зафиксирован на отметке в 392,9 млрд. долларов, что практически равно всем резервным активам России в иностранной валюте (402,3 млрд. долларов на 1 октября 2008 года).
Остальные резервы страны размещены в "других резервных активах" – облигациях и прочих ценных бумагах со значительными сроками погашения. В марте следующего года нужно будет вновь погашать иностранные займы, но поскольку надеяться на скорое восстановление западной финансовой системы бессмысленно, придется отдавать оставшиеся резервы.
В-третьих, уже до конца года профицит федерального бюджета, составивший по итогам августа 2,1 трлн. рублей, растворится в крупнейших банках и "флагманах" российской экономики.
Надеяться на замораживание цен на нефть в результате сокращения добычи нефти странами ОПЕК бесполезно, так как с нефтяного рынка уходят спекулятивные капиталы, мировая экономика значительно замедлила темпы роста, и, как показывает предыдущая экономическая история, не все страны-члены ОПЕК подчинятся принятому решению. В результате бюджет будущего года, скорее всего, будет испытывать значительные трудности в доходной части.
В-четвертых, из страны пугающими темпами выводятся финансовые активы. Только за два месяца с 8 августа по 10 октября этого года международные резервы сократились на 66,9 млрд. долларов. Кроме этих потерь можно говорить о том, что за тот же период из страны утекла часть экспортной выручки, проданной на валютных торгах, в размере не менее 30 млрд. долларов. Таким образом, за два последних месяца из России выведено не менее 100 млрд. долларов. В настоящее время процесс в самом разгаре, что связано с переводом за рубеж активов из банковского сектора и национализируемых предприятий, тех же авиакомпаний.
В-пятых, в разбазаривании бюджетных средств и резервов участвует все больше отраслей экономики, причем, отказать ходокам практически невозможно, так как все они являются приближенными к руководству страны фигурами. И здесь приходится констатировать ускорение процесса.
Сказанное приводит к печальному выводу – предстоящий экономический кризис в России будет более долгим и тяжелым по сравнению с кризисом 1998 года.
Скорее всего, кризис будет волнообразным: после кратковременного улучшения экономической ситуации в конце нынешнего – начале следующего года, во второй половине наступит более глубокий спад, причинами которого станут отсутствие финансовых резервов, неисполнение доходной части бюджета, нестабильность мировой нефтяной конъюнктуры, тяжелое положение в мировой экономике. Возможно, 2009-2010 годы станут одними из самых тяжелых в новейшей российской истории. Не в силах справиться с экономическими проблемами, у власти останется только одно средство – усиление авторитаризма, что косвенно подтверждается увеличением штатной численности спецподразделений силовых ведомств.
Печальная новость
В воскресенье пришло печальное известие из Франции – мошенники сняли деньги с личного счета президента Франции Никола Саркози. Неужели теперь для того, чтобы добыть еду, верной жене "друга Сарко" Карле Бруни придется исполнять свои песни в ночных клубах или на вечеринках русских олигархов?
Эх, Европа! Нам бы ваши проблемы...
Источник: АПН