Рейтинговая служба Standard & Poor's понизила долгосрочный кредитный рейтинг Омска с «В» до «В-» по международной шкале, и по национальной шкале — с «ruBBB+» до «ruBBB».Одновременно рейтинги были выведены из списка «Рейтинги на пересмотре» с прогнозом «Негативный».
Действия иностранцев во многом объясняются разговорами о движущейся рецессии в России, а значит и большему финансовому давлению на регионы. Безусловно, это касается и Омска. Вместе с тем, инвестиционная привлекательность области (по данным «Эксперт – РА») также не демонстрирует положительного результата уже в течение нескольких лет. Однако области удалось сохранить за собой 31 место в общем рейтинге регионов. По отраслевым шкалам заметно, что ухудшились производственные, инфраструктурные, инновационные и природо-ресурсные показатели.
Снижение индексов объясняется высокой подверженностью города рискам рефинансирования, низкими показателями исполнения бюджета, слабой ликвидностью, а также ограниченной финансовой гибкостью.
В первую очередь местные власти жалуются на «уход» таких крупных налогоплательщиков, как «Газпром нефть». Игроки рынка отмечают, что местные компании зачастую поглощаются федеральными, а те в дальнейшем «прописываются» в других регионах. По всей видимости, там регистрацию иметь выгоднее. Не исключено, что в ряде городов предприятия получают налоговые послабления.
Доходная часть бюджета Омска по итогам 9 месяцев 2008 года в большей степени сформирована за счет налоговых поступлений (46%) и лишь 23% - неналоговые доходы, а 26% - безвозмездные перечисления.
Специалисты Standard & Poor's отмечают, что эти риски в какой-то степени компенсируются достаточным уровнем развития промышленного производства. И при этом подчеркивают, что казна города в большей степени зависит от более стабильных во время экономической рецессии поступлений - налогов на доходы физических лиц и на недвижимое имущество. И это плюс.
В реальности же ситуация выглядит немного иначе. В 2008 году существенно снизились поступления от использования земельных участков, предоставляемых в аренду, продажу и под комплексную жилую застройку. Также, частично не была исполнена программа приватизации муниципального имущества. Сказывается как общая ситуация экономической нестабильности, так и отсутствие спроса и дефицит кредитных ресурсов. В связи с этим расходы городской казны в текущем году пришлось сократить почти на 2 млрд рублей.
В период нестабильности и роста процентных ставок в банках Омск мало способен обслуживать и погашать долга за счет собственных доходов. Именно поэтому мегаполис становится все более подверженным рискам рефинансирования. Долговой портфель города полностью состоит из краткосрочных банковских кредитов, которые должны быть выплачены в течение следующих 10 месяцев. При том аналитики Standard & Poor's отмечают, что город успешно рефинансировал свои банковские кредиты объемом 800 млн руб. (31,7 млн долл.) в 4-м квартале 2008 года.
Бюджетные показатели города, по сведениям рейтингового агентства, оставались стабильно-слабыми, начиная с 2001 года. Недоинвестирование в дорожную инфраструктуру и жилищное строительство увеличивают расходы на их поддержание и ремонт, приводя к дефициту около 8% в среднем в 2007-2008 годах, в основном покрываемому продажей прав собственности и права аренды.
Бюджет города с учетом капитальных расходов, тем не менее, оставался в основном сбалансированным с 2006 по 2008 годы.
Улучшить текущие показатели можно, но тогда придется отложить некоторые инновационные проекты с целью сокращения издержек.
Кроме того, финансовая гибкость остается ограниченной. Город остается зависимым от субсидий со стороны области — около 30% в 2007 году, финансовое положение которой, вероятно, ухудшится уже в 2009 году в связи с общим снижением экономических показателей.
В первые десять месяцев 2008 года объем промышленного производства области продолжал расти, но обрабатывающая промышленность, сконцентрированная главным образом в городе, уже начала замедлять темпы развития. Вероятный спад в строительном секторе и сфере услуг вместе с ростом стоимости привлечения кредитов будет сдерживать экономическое развитие города в последующие два года.
Что касается ликвидности, то она оценивается как низкая и во многом остается зависимой от государственных банков. Специалисты Standard & Poor's отмечают, что остатки денежных средств минимальны и вместе с доступными кредитными линиями покрывают недельный объем текущих расходов. Вместе с тем городу предстоят выплаты значительной суммы краткосрочных обязательств в июле и октябре 2009 года. Местные власти планирует начать процесс рефинансирования этих обязательств уже в январе. Это значит только одно - свободных денег в городе не хватает.
Прогноз «Негативный» отражает по-прежнему высокие риски ликвидности в связи с краткосрочным характером долга города, низким уровнем денежных резервов и сохраняющимися негативными настроениями рынка.