Что такое кризис? Это когда денег не дают. Именно так, даже не задумавшись, ответит на вопрос любой бизнесмен. Ведь как сейчас получается: денег в стране много и государству накопленных миллиардов для поддержки экономики не жалко, но до конкретного завода или предприятия они не доходят. Почему?
Уж больно банки прижимисты. Хоть и получили от правительства и ЦБ больше 2 трлн рублей на кредиты для "реального сектора", раздавать их не спешат. "Известия" каждый месяц опрашивают банкиров, как они распоряжаются адресной поддержкой государства. Теперь мы решили поинтересоваться у бизнесменов, легко ли им получить кредит.
Позиция государства в вопросе обеспечения экономики кредитами очевидна.
– Мы обязаны помочь и малому, и среднему бизнесу, должны быть реализованы все решения, о которых говорилось ранее, в том числе по обеспечению доступа к кредитам, – заявил по этому поводу президент России Дмитрий Медведев.
Специально на кредитование малого бизнеса правительство уже выделило коммерческим банкам 30 млрд рублей через госкорпорацию Внешэкономбанк (ВЭБ), а в следующем году выделит еще 10,5 млрд.
– В целом по системе банкам, которые отвечают определенным требованиям, а их свыше 120, эти ресурсы будут выделяться с условием направления части средств на поддержку малого и среднего предпринимательства, – отметил премьер-министр Владимир Путин.
Кредиты за счет государственных средств пока не стали спасительной соломинкой для предприятий, полагает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода Сергей Цухло.
– Сейчас достаточный доступ к кредитным ресурсам имеет лишь каждая пятая компания, а 60% заемных средств катастрофически не хватает, – говорит он. – А еще в сентябре без проблем могли перекредитоваться 64% предприятий. Легче всего бизнес мог получить финансирование почти полтора года назад – в августе 2007 года кредитов хватало 80% компаний.
Проще всего, как утверждает ученый, получать деньги в условиях финансового кризиса пищевым и нефтехимическим предприятиям – среди них полученными кредитами довольны около трети. С учетом бизнесменов, которые кредиты никогда не берут, получается, что сейчас нормально развиваться могут в среднем примерно 30% предприятий.
А по результатам мониторинга сети кредитования HotCredit из Владивостока, сегодня сильно выросли процентные ставки. Если еще в июле нетрудно было получить кредит под 18% или даже 12% годовых, то в ноябре в лучшем случае разговор начинается от 16%, доходя даже до 28%. Но самое неприятное состоит в том, что число банкиров, согласных кредитовать малый и средний бизнес, сильно сократилось – во всем Приморском крае их остались буквально единицы.
Но это все опросы и обобщения. Гораздо показательнее, что о доступности кредитов говорят сами бизнесмены. Страна у нас большая, условия везде разные, но вопрос о кредитах вызвал живой интерес. Своим мнением с "Известиями" поделились 12 предпринимателей из больших, средних и маленьких компаний. Если разнести их по отраслям, то охватить нам удалось торговлю, электроэнергетику, машиностроение, недвижимость и сельское хозяйство. Скажем сразу, большинству из них в кредитах либо вообще отказали, либо поставили такие условия, что смысл брать такие дорогие деньги отпал сам собой.
"Кто ваши грибы теперь есть будет?"
Хуже всего малым и средним компаниям. Как уверяет бизнесмен Сергей Петляков из Калининграда, его кредитная история безупречна – за восемь лет выращивания шампиньонов и вешенок он ни разу не задерживал платежи по кредитам. Но деньги давать и ему перестали.
– Еще в июле я договорился со своим банком о том, что буду строить помещение под размножение мицелия. Это увеличивает рентабельность моего хозяйства на 30%. Мы договорились с банком, что в конце осени мне понадобится ненадолго кредит в 200 тыс. рублей на закупку рассады. Однако, когда две недели назад я пришел оформлять ссуду, в кредитном отделе сначала раскритиковали мое обоснование. Мол, кто вам сказал, что инфляция в следующем году не превысит 20%? Затем предложили оформить в залог мою квартиру ценой несколько миллионов рублей. А затем честно сказали:
– Уважаемый Сергей Эдуардович! Кризис на дворе, кто ваши грибы теперь есть будет?
– Сегодня ни один банк кредитов не дает, – категоричен председатель совета директоров калининградской группы компаний "Вестер" Олег Болычев.
Ему вторит и лидер Калининградского союза предпринимателей Сергей Пасько:
– Деньги до банков из столицы дошли, говорю это, потому как у меня много знакомых банкиров. Но все они сразу же перевели рублевую массу в доллары и никаких кредитов выдавать не собираются. Ждут, пока американская валюта вырастет до 45 рублей.
В Волгограде, владелец двух небольших продовольственных магазинов Виталий попытался получить кредит для покупки помещений под два новых магазина в формате "у дома". Но теперь от планов пришлось отказаться.
– Банкам плевать на мою кредитную историю, бизнес-планы и обороты по расчетным счетам, – рассказывает он. – В лучшем случае засчитают в залог 30% от цены товара на складе, да еще и проценты по кредиту накрутят в 24%. И это еще если повезет.
"Строить новые электростанции нереально"
У крупных компаний дела получше, но не то чтобы сильно.
– Некоторые крупные банки полностью закрыли для нас кредитные линии, – говорит генеральный директор компании ТГК-11 из Новосибирска Сергей Кожемяко. – Другие подняли ставки до 15% и потребовали увеличить обеспечение. В залог теперь согласны брать только офис в центре города и уголь на складе, да и то с огромным дисконтом в 40%. Строить новые электростанции на таких условиях нереально.
– До нас деньги пока не дошли, – вздыхает заместитель генерального директора ростовского завода "Рубин" Владимир Зайцев. – Теперь в некоторых банках требуют по кредитам аж 30%, увеличили комиссии за оформление. Мы обращаемся во многие банки Ростова, и почти везде сталкиваемся с подобными проблемами. Некоторые отказывают в выдаче кредита еще и из-за отсутствия денежных средств.
Впрочем, некоторые предприятия уже нашли выход – они либо получили кредит в другом банке, либо вообще от них отказались.
Азовский оптико-механический завод и раньше с трудом находил кредиты, а теперь рассчитывать на них в коммерческих банках стало вообще нереальным, рассказывает "Известиям" один из руководителей компании.
– Мы договорились о кредитовании с одним из банков, получившим финансирование от Центробанка, – говорит он. – Но его оформление потребует как минимум полтора месяца. А до этого вся надежда на правительственную комиссию по поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса.
"Красный гидропресс", еще один оборонный завод Ростовской области, тоже ожидает субсидии от государства, а пока "перебивается" коммерческими кредитами.
– Это правда, что предприятия ОПК на сегодняшний день меньше страдают от кризиса, – согласен первый заместитель генерального директора таганрогского завода "Красный гидропресс" Денис Сух. – Однако и нас банки рассматривают буквально через лупу.
Есть даже такие, кто и перемен никаких не заметил. Например, фермер Алексей Черниговский из Петровского района Ставрополья.
– У меня и сейчас несколько кредитов, но это не помешало мне в октябре сделать очередной заем в рамках нацпроекта "Развитие агропромышленного комплекса" на 11 млн рублей сроком на год. Правда, изучали мою заявку в этот раз банкиры несколько дольше, чем обычно, – рассказывает он.
Хотя чему здесь удивляться, если даже Сбербанк, крупнейший в стране, обсуждать, как он распоряжается полученными от государства деньгами отказывается.
Правительство направит на поддержку лизинга сельхозтехники еще 25 млрд. рублей
Эти деньги будут внесены в уставный капитал компании "Росагролизинг". Также государство готово увеличить и капитал Россельхозбанка.
– Я рассчитываю, что это достаточно быстро повлияет на растоваривание предприятий сельхозмашиностроения, – заявил премьер-министр России Владимир Путин вчера в Ростове-на-Дону на совещании по вопросам развития сельскохозяйственного машиностроения.
Также глава правительства потребовал прекратить субсидировать ставки кредитов на закупку импортной сельскохозяйственной техники.
А вот Россельхозбанк получит дополнительные деньги только в том случае, если продолжит активно кредитовать отечественных производителей сельхоз-техники.
Все эти меры могут оказаться особенно полезными в свете последнего прогноза заместителя министра сельского хозяйства Николая Архипова о том, что прибыль сельского хозяйства России в следующем году снизится на 42 млрд рублей, или почти на 37%. Уже в этом году общая рентабельность отрасли снизится до 14,9%, а себестоимость вырастет на 24,5%. В следующем году расходы на выпуск продукции будут увеличивать гораздо медленнее (всего на 9,7%), но уровень рентабельности все равно снизится до 8,6%.
Источник: Финансовые известия