Когда речь идет о достаточно крупных и внушительных фирмах-производителях, то становится понятно, что они напрямую заинтересованы в том, чтобы максимально продуктивно реализовывать свою продукцию и очень больших объемах и находить все новые и новые рынки сбыта.
Но даже когда речь идет об очень богатых компаниях, стает вопрос о том, как доставить товар в каждый населенный пункт, поскольку, даже крупной фирме это обойдется очень дорого, особенно если мы говорим о России.
Именно в подобном случае просто жизненно необходимы услуги дистрибьюторов и дилеров, стало быть, торговых посредников.
Говоря о происхождении слов, стоит сказать, что слово дистрибьютер происходит от английского “distributor”, стало быть, «распределитель». Чаще всего, дистрибьютерами являются достаточно крупные оптовые фирмы, которые торгуют от своего имени.
Обычно такие фирмы заключают двухсторонние договоры непосредственно с производителями и с покупателями. Чаще всего у них есть собственные склады и соответствующий транспорт для перевозок. Такая фирма своими силами занимается изучением рынка, устанавливает оптимальные цены и обеспечивает определенное обслуживание района, в котором расположена. Хотя, безусловно, дистрибьютером вполне себе может быть отдельное лицо.
Дилер же проистекает из такого же английского «dealer», что означает «торговец», «агент по продаже». Такая фирма несравнимо мельче, но также закупает товар у производителя (чаще всего со скидками) и реализует в небольших масштабах потребителям.
Они обычно действуют на основе определенных договоров с производителями и, обычно, принимают участие в их рекламных кампаниях.
Достаточно солидные фирмы, по сути дела, не просто сгружают свою продукцию с целью реализовать первым попавшимся, а работают очень тщательно и аккуратно со своими дистрибьюторами и дилерами.
Обычно им предоставляются ощутимые скидки и определенные льготы, они проходят какой-то курс обучения, их активно привлекают к рекламе, и интерес в этой ситуации абсолютно взаимный.
Происходит определенное распределение задач: производитель расширяет общую сеть продаж и выходит на новые рынки, а посредники получают солидную прибыль, поскольку закупают товар со скидками, и производят процесс реализации. Это получается как бы оплатой их труда.
Официальный дилер в России непременно должен иметь среднее соображение о математике и уметь производить какие-то достаточно непростые расчеты в уме. Более того, дилерам желательно быть достаточно конформными, чтобы контактировать и реализовывать продукт на должном уровне, и получать какой-то отклик.
Говоря грубо, можно сказать, что дилер приобретает товар оптом, получая на него определенное право собственности, и потом перепродает в розницу или малыми партиями. В то время, как дистрибьютор занимается продажей товара от имени фирмы, не приобретая на него права собственности. Это деление достаточно грубое, поскольку существует целый ряд ситуаций пограничных, тем более, эти термины внедрились во многие сферы и их значение стало очень размытым. Официальный дилер в России — тоже понятие щекотливое, и рассматриваться подробно нами не будет.
С точки зрения деятельности, между дилером и дистрибьютором разницы нет абсолютно никакой, но вот разница находится в их ранге и дислокации. Юридически, отношения производителя с ними могут быть разными, скажем, договором комиссии или агентским договором.
Дилер, по сути своей, обязан продавать купленные у принципала товары, не отходя от определенных условиях, указанных в договоре. Зачастую, в договоре указывается минимальный объем продаж за определенный временной срок, и в случае, если он ниже указанного — договор может быть расторгнут. И, в общем, можно сказать, что понятие дилер — это торговый представитель в рамках государства, а дистрибьютор — это представитель также внешнеэкономических отношений, то есть, компания, являющаяся генеральным импортером на территории государства импортера, в рамках отношений с принципалом, будет по сути дистрибьютором, а вот уже на территории Отечества сеть этого самого импортера-дистрибьютора будет называться «дилерской сетью». Тогда между принципалом и импортером-дистрибьютором будет заключен определенный договор. Тема достаточно щекотливая, поскольку данные понятия по смыслу своему очень близки и часто происходит их подмена, в следствии чего уже тяжело сказать, кто прав, а кто нет.