Главная  |  Статьи

16.03.2012

Диверсификация.

Этимология слова «диверсификация» очень проста. Само слово происходит от английского  “diversification”, что в контексте финансовой тематики означает определенный метод защиты от риска, основной сутью которого является разнообразие видов инструментов воздействия.

Обычно основной целью диверсификации становится достижение максимального отношения прибыли к риску, а не сведение риска на нет.

Диверсификация является одним из самый важных понятий в финансовой теме, и инвесторы сталкиваются с ним на протяжении всей своей карьеры.

Процесс диверсификации проходит обычно такими способами:

1) по инвестициям;

2) отраслям;

3) а также по анти-инструментам.

По сути своей, диверсификация суть расширение и увеличение активности масштабных объединений, фирм и целых отраслей и их выход вне рамок основного бизнеса.

Диверсификация является одной из самых важных составных частей современных рыночных экономик и оказывает весьма существенное и ощутимое воздействие на всю систему, конкуренцию и продуктивность производства. Более того, границы диверсификации достаточно гибкие и подвижные. По сути, чем больше существует направлений деятельности у какого-либо предприятия, тем выше его уровень диверсификации. Диверсификация зачастую имеет значение не только внесения определенных корректировок в основную деятельность фирмы, но и полную или просто ощутимую смену ее стратегии. При этом, в экономической среде принято первое называть относительной диверсификацией, а второе — безотносительной, посклькую она не связанна напрямую с основными моментами производства.

Измерение уровня диверсификации происходит посредством идентификации числа отраслей, или анализ номенклатуры всех предоставляемых товаров и услуг, которые охватываются общей деятельностью фирмы. После этого определяется определенное отношение пропорции основного и диверсифицированного. Процесс диверсификации желаем, поскольку упрочняет положение на рынке и увеличивает конкурентоспособность. Фирмы приобретают куда большие масштабы и многоотраслевой характер. При этом много внимания уделяется привлечению качественного и высококвалифицированного персонала.

Говоря об объективных причинах возникновения, стоит сказать, что они бывают очень разными. Скажем, диверсификация может быть связана с реакцией самой фирмы на определенные обстоятельства, которые несут или могут понести угрозу, скажем, резкое снижение спроса.  

При этом компания стремиться оптимизировать структуры и укрупнить размеры производства. При этом, целый ряд рисков заставляет предприятия сливаться воединок.

В процессе диверсификации, структура фирм существенно меняется. Они превращаются из узконаправленный в многоотраслевые комплексы (конгломераты), детали которых, по сути своей, практически или совсем не имеют каких-либо функциональных связей между собой.

Получается, что каждый выполняет свою работу, скажем, руководство заботится о стратегии, но не думает о чем-либо частном, ибо этим занимается более мелкий чин. Таким образом получается целый муравейник, где каждый делает свое дело, и поэтому грамотный персонал — это жизненная необходимость в таком случае. Более того, в подобных структурах, обычно ответственность за принятие решений, стало быть, за обеспечение прибыльности, тоже делегируется на места. По сути своей, высшее управление совсем освобождается от принятия каких-либо решений, и занимается чисто распределением фондов между отдельными подразделениями и реализацией вопросов общей стратегии. Стратегия диверсификации — это тема отдельная, поэтому оговариваться, пожалуй, не будет, равно как и виды диверсификации, которых достаточно много. Поэтому мы рассматриваем только диверсификацию слияния, остальные же виды диверсификации мы опускаем.

Диверсификация посредством слияния на данный момент, считается одним из самых выгодных мероприятий, и на территории России такую тенденцию достаточно легко пронаблюдать, особенно, за последние десять лет. Подобная стратегия диверсификации включает в себя приобретение определенных материальных ресурсов, пробивание каких-то новых каналов для реализации. Также большое значение оказывается у менеджмента и персонала, как упоминалось ранее.

Причем, все это происходит без предварительной борьбы за рынок. По сути дела, процесс влияния диверсификации непосредственно на конкурентоспособность и уровень производительности — дело спорное и противоречивое. На первый взгляд, возникновение, возведение крупной фирмы, не имеющей специализацию, может повлечь за собой негативное влияние на оба параметра, указанные выше. Но, принимая во внимания обстоятельства, все становится немножко иначе. Получается, что диверсифицированные компании вполне себе в состоянии справиться со многими барьерами и препятствиями, которые возникают на пути вхождения в рынок. По сути, это снижает концентрацию и стимулирует конкуренцию. Более того, масштабная фирма способна проводить масштабные исследовательские и опытные работы, что, несомненно, оказывает крайне позитивное влияние.