Сам по себе вопрос о выплате дивидендов — это вопрос спорный, дискуссионный. Скажем, невестка Уоррена Баффета в опубликованной ею книге, под названием «Баффетология», достаточно подробно и вовлеченно описывает то, как относился знаменитый инвестор к процессу выплат компаниями дивидендов.
Сам Баффет никогда не платил дивидендов, и делать это не намерен, более того, он считает, что выплата дивидендов — это бесперспективно. Но при этом, стоимость акций его фонда растет стабильно более чем на двадцать процентов за год.
Это наглядная иллюстрация того, что если само предприятие дивиденды не выплачивает, а разумно оставляет всю прибыль в собственном бизнесе, то существует целый ряд «плюшек». Выплата дивидендов — это вынесение прибыли вовне, что не очень выгодно, а вот бонусов действительно немало. Скажем, акционерам не нужно платить налоги на доход. Еще один бонус заключается в том, что прибыль, которая была удачно реинвестированной, опять приносит определенный доход компании, поскольку возникает эффект сложных процентов. Скажем, если положить доллар на банковский счет с условиями двадцати процентов годовых с капитализацией, и каждый день вносить еще доллар, и еще, то через тридцать два года можно заполучить миллион.
Но это только одна сторона монеты. В целом, акционерам очень нравится получать дивиденты, и если у компании есть желание, чтобы ее акции имели устойчивый спрос на бирже, то ей стоит идти навстречу и учитывать пожелания инвесторов несмотря ни на что.
Практика показывает, что фонды приобретают такие вот акции на годы, причем, за это время они будут получать определенный дивидендный доход, хотя и небольшой (всего лишь два-три процента в год), но при этом, и сама по себе акция подорожает, если предприятие экономически успешное. Причем, в целом, отыскать бумаги, имеющие такой уровень дивидендного дохода - это вполне себе реально. Скажем, акция «ЛУКойла» раньше стоила 1865 рублей, но потом был выплачен дивиденд (еще 59 рублей), который составляет три процента. Таким образом, со временем можно выйти и на более крупный доход. Размер дивидендов напрямую зависит от целого ряда нюансов, и, собственно, именно с учетом этих нюансов, именно в этих условиях и парадигмах и существует российский фондовый рынок. За годы его существования, сложились кое-какие определенные традиции. Скажем, если речь идет о самых ликвидных акциях, то выплаты умеренные. Скажем, в конце седьмого года, подсчеты показывали, что тот инвестор, который купил набор из тридцати акций, которые входят в индекс ММВБ, получил бы доход в размере 1,6 процента, но сегодня этот показатель составляет уже 1,43 процента, а то и ниже. Стало быть, чем акция мельче, тем больше процент, чем акция дороже и крупнее — тем меньше. Практика показывает, что самые ощутимые дивидендные выплаты случаются по бумагам, которые обращаются на биржевом рынке. К сожалению, купить или продать их не так уж и легко, но этот недостаток здорово компенсируется тем, что эти выплаты достаточно предсказуемы.
Обычно, акции достаточно стабильных компаний, которые имеют очень зрелый бизнес, генерирующий существенный финансовый поток, зачастую находятся во втором эшелоне, и размер дивидендов у них при этом весьма средний.
Зачастую, фантастические темпы роста подобные предприятия демонстрировать не могут, в виду того, что рынок у них насыщенный, и в своей среде они уже практически достигли потолка.
Но, все-таки, это вполне себе отличные защитные инструменты, и вложения в них можно грубо сравнить даже с банковскими депозитами, поскольку их акции дают действительно отличную защиту от возможной инфляции и по ним достаточно регулярно выплачивают хорошие дивиденды.
По какой-то причине, на территории России существует устойчивый миф о том, что самые высокие и щедрые дивиденды выплачивают нефтяные компании. Конечно, если говорить о масштабах, то суммы там крутятся крупные, но по сути дела, доходность на акцию очень умеренная, и скорее средняя, чем высокая. Скажем, акционеры Exxon Mobil получают на данный момент, около 1,9 процента за акцию, хотя в России зачастую платят больше.
Больше платят, в первую очередь, за такие акции, как «Татнефть» и «Сургутнефтегаз».
Год за годом держатели именно этих акций получают очень даже неплохой навар. В одиннадцатом году, татарстанская компания принесла им пять процентов, а сургутская целых семь и шесть десятых.
Говоря о других компаниях и других направлениях, стоит выделить в секторе связи компанию МТС и ее акции. Их доходность стабильно находится около шести процентов, что очень даже неплохо.
Если посчитать все совокупные выплаты по дивидендам МТС, то сумма будет ощутимая: примерно около восемнадцати миллиардов рублей, что является половиной нераспределенной прибыли всех сети, и сопоставимо с прибылью за три года. Поэтому, к сожалению, акции МГТС закупать уже поздно, поскольку в обозримом будущем такой щедрости ждать не придется.
В целом, можно сказать, что в прошлом сезоне сработала одна из самых основных черт отечественного фондового рыка, а именно очень высокие дивиденды, как подарок, за спиной которого стоит достаточно весомый интерес крупного акционера компании.