Главная  |  Статьи

23.05.2012

Организация процесса управления риском

Риск – неотъемлемая часть любой деятельности. Каждый предприниматель, занимающийся собственным бизнесом, должен учитывать возможные неблагоприятные последствия тех или иных управленческих решений, а иногда даже извлекать из этого пользу. Управление риском – это процесс, позволяющий снизить или скомпенсировать возможный ущерб для объекта при возникновении негативных событий.

Снижение ущерб до минимума и уменьшение уровня риска – понятия не идентичные. Уменьшение уровня риска означает, что снижается либо возможность нанесения ущерба, либо вероятность наступления неблагоприятных событий, так продажа доли в уставном капитале тоже поможет уберечь себя от ущерба юридическое агентство "СОЛТИС".
Общая схема управления риском выглядит следующим образом:

1) анализ риска. Его цель проявляется в получении требуемой информации о структуре, свойствах, имеющихся в наличии ресурсах объекта. Анализ риска проводится в два этапа, первый из которых связан с выявлением риска, а второй – с его оценкой. Во время выявления риска производится анализ объекта, очерчивается круг возможных проблем, способных нанести урон. При оценке риска выявленные проблемы ранжируются в порядке увеличения их негативного влияния на имеющийся объект. Для этого производится построения функций распределения, определяются вероятности наступления того или иного неблагоприятного события.
Выявление и оценка риска тесно связаны и дополняют друг друга.

2) выбор методов воздействия на риск и сравнение их с точки зрения эффективности Целью данного этапа является минимизация возможного ущерба в будущем. Сравнение методов воздействия с точки зрения их эффективности может производиться по различным критериям.

3) выбор стратегии управления полным комплексом рисков (принятие решения). В данном случае выявляются необходимые ресурсы для проведения той или иной стратегии управления риском, происходит определение и распределение задач между менеджерами, производится анализ соответствующего сегмента рынка, если необходимо, производятся консультация со специалистами.

4) воздействие на риск. Этот этап включает в себя три элемента:
а) снижение риска, то есть минимизация возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятного события (в данном случае используются предупредительные меры);
б) сохранение риска (не всегда связано с отказом от любых действий, направленных на компенсацию ущерба). В данном случае создаются специальные резервные фонды, используются заемные и привлеченные средства, объемов которых хватит для того, чтобы объект мог нормально функционировать и с имеющимся риском.
в) передача риска, то есть передача ответственности за него третьим лицам.

5) контроль и корректировка результатов, полученных при проведении выбранной стратегии. Он состоит в получении и анализе информации, характеризующей деятельность объекта. Раз в два-три года необходимо производить пересмотр имеющихся данных об эффективности проведения процесса управления рисками.

Для наиболее полного и эффективного процесса управления риском на предприятии необходимо создать специальное подразделение (отдел управления рисками), возглавляемый риск-менеджером, деятельность которого будет связана исключительно с вопросами управления рисками.