Банки России, разогнав после кризиса свой рост, столкнулись с проблемой капитала. От доступа к нему зависит кредитная экспансия, а также их благополучие. Это обострило борьбу за прибыль и повысило склонность к риску, который Центробанк будет сдерживать при помощи ужесточения регулирования.
В этой битве победителями станут обладатели «подушки» ресурсов и капитала. Ими, прежде всего, являются государственные банки, которым регулятор подставляет свое плечо при меркнувшем энтузиазме главных их конкурентов – иностранных крупных банков, теряющих по причине кризиса в еврозоне свои главные преимущества.
Аналитик Евгений Тарзиманов говорит: «Проблемы 2013 года - не новые: это низкая достаточность капитала, слабое качество кредитов, волатильная ликвидность». При этом другие специалисты отмечают то, что многим банкам в рамках Базеля III придется увеличить капитал первого уровня. А для кредитных организаций, не имеющих прибыли, это довольно-таки серьезная проблема.
Михаил Алексеев из банка «Юникредит» называет в числе основных рисков те, которые связаны с капиталом и ликвидностью. По его словам, усиление ликвидности обусловлено крайней ограниченностью источников фондирования. А государство в лице Минфина и Центробанка в ушедшем году стало главным из таких источников. Таким образом, от «доброй воли» ЦБ и Минфина зависит стоимость, а также объемы ликвидности банков.
Сейчас главной надеждой банкиров является надежда на трехлетние деньги Центробанка, к которым сейчас они настойчиво склоняют регулятор.
Стоит отметить тот факт, что в ушедшем году кредитные организации почти вдвое сбавили темпы кредитования компаний – до тринадцати с половиной процентов к первому декабря в годовом выражении. Они переключились на розницу, которая является гораздо более высокодоходной и показывает прирост, достигший отметки более чем в сорок процентов.
Специалисты констатировали тот факт, что рвение банкиров увенчалось успехом, поскольку за год их заработок составит около триллиона рублей. За такой бурный рост им пришлось заплатить капиталом, поскольку с конца девяностых годов сейчас его уровень продемонстрировал минимальное значение.
Сейчас банки растут не по своим средствам и съедают две трети капитала, продолжающего сокращаться на фоне замедления экономического роста, а также снижения ресурсной базы и качества активов. Отечественным банкам, которые ранее только наблюдали за отчаянными попытками иностранных конкурентов решить свои проблемы, придется также столкнуться с жесткими требованиями, касающимися укрепления баланса по базельским нормам. Однако в тайне они все же надеются на то, что РФ отложит вступление в силу этих норм.
«Генерация прибыли (для капитала) - под вопросом, в свете предполагаемого роста отчислений в резервы. В основном, банкам остается уповать на помощь акционеров», - заявляет Тарзиманов.
А аналитик Глеб Шпилевой отмечает, что в ушедшем году акционеры банков не особо спешили пополнять их капитал. Поэтому эксперт не видит причин, по которым ситуация должна была бы измениться в наступившем году.
Банки, ринувшись в розничное кредитование за прибылью, тем самым навлекли на себя недовольства Центробанка, опасающегося возникновения пузыря. Поэтому регулятор в этом году сделал для кредитных организаций более жесткие требования по капиталу, а также подготовил двукратное повышение резервов по потребительским кредитам. Для банков-монолайнеров такая ситуация грозит замедлением роста, а также потерей доли рынка в пользу государственных банков и снижением доходов.
Аналитики подсчитали, что «ВТБ» и «Сбербанк» обойдутся дополнительными провизиями в 4,8 и 26,0 миллиарда рублей.
По мнению Алексеева, в наступившем году сложности испытают не только частные, но также и государственные кредитные организации. Особенно эти трудности будут касаться проблемы достаточности капитала. Можно ожидать в этой связи того, что конкуренция станет еще более жесткой. Однако она вряд ли останется в части объемов, трансформируясь в борьбу банков за их качество услуг. По словам эксперта, снижение активности иностранных банков имело место по причине уменьшения спроса со стороны качественных российских заемщиков, а также изменения стратегии на разработку более качественной модели бизнеса.
Александра Волченко из «Промсвязьбанка» заявила, что совсем не кризис урезал возможности российских банков. На них отрицательно повлияла непомерно большая роль государственной поддержки после кризиса. В марте 2008 года доля шести крупнейших государственных банков в активах банковской системы была равна сорока трем процентам. Сейчас она достигла показателя в пятьдесят три процента.
Корреспонденты портала «Банкир.ру» полагают, что рост банковского бизнеса на рынке в наступившем году будет зависеть от их умения зарабатывать деньги, непроедаемые риском.
«На мой взгляд, скорость кредитной экспансии отдельных игроков будет намного сильнее зависеть от их способности генерировать капитал, то есть от прибыльности или, другими словами, RoE (рентабельности капитала)», - заявляет по этому поводу Шпилевой.
Однако в последнее время стало все сложнее зарабатывать прибыль, а капитал продолжает таять. «ВТБ» и «Сбербанк», которые являются главными лоббистами сектора и примеряют амбиции на глобальность, на протяжении всего ушедшего года продавливали регулятор дать им на три года дешевые деньги, которые сыграют роль источника субсидирования капитала.
ЦБ пока проблему не признает, однако Владимир Путин уже подхватил идею поддержки Центральным банком экономического роста. Именно с его легкой руки начался выкуп акций «ВТБ», прибывавших во владении участников «народного» IPO.
Что касается темпов роста корпоративного кредитования, то в наступившем году они замедлятся до пятнадцати процентов. При этом темпы рост розничного кредитования составят двадцать пять – тридцать процентов. Центробанк в замедлении темпов роста кредитования ничего плохого не видит. Регулятор полагает, что у банков в этом году есть все шансы на то, чтобы повторить рекорд прибыли даже при ослаблении роли кредитов.
Если Центробанк расширит рефинансирование кредитных организаций, то подрастет ликвидность. Однако при этом увеличатся рыночный и кредитный риски, так как средства регулятора банки направят в ценные бумаги и кредиты.
В денежной политике Центробанка кардинальных изменений не будет, однако в наступившем году он обретет нового председателя. Многие эксперты приветствуют создание мегарегулятора, так как один регулятор способен видеть всю страну. Его сложнее обмануть, и он задает общие правила, в результате чего снижаются издержки рынка. Кстати, они полагают, что к единому регулятору своих банковских систем после кризиса стремятся многие страны мира.