Главная  |  Статьи

31.01.2013

Фальшивый номер

Несмотря на то, что случай с мошенничеством, где фигурировал ложный номер телефонной службы «Сбербанка» получил широкое обсуждение, фальшивая телефонная линия закрывалась несколько дней. Журналисты портала «Банки.ру» попытались разобраться в том, по какой причине именно телефонное звено в мошеннических цепочках является едва ли не самым сильным.

Номер 8-800-555-30-81мошенники использовали в процессе выведения денег со счетов клиентов упомянутого банка. Аферисты рассылали людям сообщения с информацией о блокировке карты, которые содержали в себе просьбу связаться по указанному телефону со «службой поддержки». Позвонившие получали инструкции якобы для разблокировки карты, которые на самом деле предназначались для перевода денег на подставные счета.

Одну из посетительниц портала «Банки.ру» преступники обманули двадцать четвертого января. После этого женщина обратилась в кредитную организацию, а также – к правоохранителям. Но телефонный номер, по которому эта пострадавшая общалась с преступниками, действовал до вечера двадцать девятого января. Заблокирован он было только после вмешательства компании «Group IB», службой реагирования которой было выявлено несколько операторов, обслуживающих номер, а также предоставлены необходимые доказательства для закрытия горячей линии. 

Представители компании «Ростелеком» рассказали журналистам о том, что номера горячих линий можно приобрести как у них, так и у многих других операторов, за которыми закреплен определенный список таких номеров. Список их продавцов размещен на интернет-ресурсе Федерального агентства связи, где видно, что и настоящий, и фальшивый номера колл-центра Сбербанка закреплены за одной и той же компанией – это компания «Межрегиональный ТранзитТелеком».

От этой компании на момент выхода материала на сайте «Банки.ру» не поступило ни одного комментария, который пояснял бы, когда оператор получал запросы на то, чтобы заблокировать номер фальшивой технической поддержки, а также, почему телефон не заблокировали сразу же. 

В «Ростелекоме» длительную деятельность мошенников поясняют тем, что оператор, который владеет и управляет обозначенным ресурсом нумерации, попросту может не знать о мошенничестве, если он не был о нем уведомлен третьей стороной (компетентными органами, банком или же человеком, пострадавшим от мошеннических действий). Поэтому если клиент, который подписал с оператором договор на использование номера, «своевременно и в полном объеме оплачивает услугу «Бесплатный вызов» (выделение номера в коде 800, маршрутизация вызовов и т. д.), то причин для блокировки номера со стороны оператора нет», говорят специалисты.

В данном случае не возникает никаких вопросов, так как номер работает, и претензий нет. Однако, по информации, которой располагает упомянутый выше интернет-ресурс, претензии к злополучному номеру 8-800-555-30-81 были. При этом со стороны банка они имелись в том числе. 

Как оказалось, по заявлению клиента, с которым заключался договор об использовании номера, оператор готов в максимально короткие сроки производить блокировку. Но если оператор получил жалобу от третьего лица, например, человека, который пострадал от мошенничества, то нужно время для подтверждения данной информации и последующей блокировки.

Весьма любопытно то, что обращения со стороны звонящих еще никогда не фиксировали в «Ростелекоме». Напомним, что у «Ростелекома» в списке обслуживания отсутствуют горячие номера, начинающиеся с трех пятерок. Возможно, что также нет и не было тех номеров, которые каким-либо образом задействованы мошенниками. Не исключено также то, что пострадавшие либо не верят в действенность обращения, либо даже не знают о такой возможности.

В «Ростелекоме», где с ситуацией блокировки номеров еще не сталкивались, данную процедуру могут пояснить только теоретически. По мнению оператора, ситуация может выглядеть так: «оператор получает обращение компетентных органов или решение суда. Блокировка номера выполняется в течение одного рабочего дня, одновременно производится уведомление клиента, за которым закреплен блокируемый номер. После блокировки номера при попытке дозвона вместо сигналов вызова проигрывается голосовое сообщение примерно следующего содержания: «Данный номер не обслуживается».

Если говорить о тех санкциях, которые грозят мошенникам, использующим в преступных целях банковский телефонный номер, то это разбирательство с самим банком в суде. В «Ростелекоме» подчеркнули то, что здесь оператор может присутствовать в качестве свидетеля, подтвердив факт заключения договора на обслуживание телефонного номера и предоставив по этому номеру статистику.

Для сравнения в заключение можно описать процедуру блокировки электронных кошельков, обрисованную экспертами «Яндекс.Денег». По их словам, расправиться с вредоносными кошельками можно проще и быстрее, нежели с телефонными номерами.

Если в службу безопасности «Яндекс.Денег» приходит информация о факте мошенничества, то она проходит проверку и расходные операции, как правило, в течение нескольких минут запрещаются. При этом поводом для проверки может быть не только банковский запрос или обращение правоохранительных органов, а и заявление пострадавшего физлица. Для подачи соответствующего заявления не требуется личного присутствия в офисе «Яндекс.Денег». Достаточно электронного письма или же звонка в службу поддержки с подробным рассказом того, что произошло. 

Специалисты «Яндекс.Денег» говорят о том, что электронные кошельки являются транзитной, а не конечной точкой сбора похищенного, поскольку с кошельков преступники выводят средства на мобильные счета, банковские счета, в интернет-магазины и т. п.

Поэтому осуществлять активное противодействие преступникам операторы электронных денег и кредитные организации могут только при содействии обычных и сотовых операторов, так как в данном случае все имеющие к деньгам организации «скованы одной цепью». И те звенья, которые используют киберпреступники, оказываются довольно крепкими.