Пластиковыми карточками пользуются многие россияне. Рынок платежных пластиковых карт в России развивался довольно стремительно. К примеру, пластиковые карты платежной системы Visa, первыми появившиеся на нашем рынке, в 1994 году насчитывали только 30 тысяч штук, однако уже к 2007 году их было около 36 миллионов, а через три года число возросло до 80 миллионов. Согласно последним данным, объем рынка кредитных пластиковых карточек в России составил около 600 миллионов рублей. Однако, если в развитых странах рынок пластиковых карт уже перенасыщен, в России все еще есть хороший потенциал роста и возможность развития.
При усилении конкуренции, банки России активно стремятся дополнить свои пластиковые карты, которые стали для большинства привычным платежным средством, новыми функциональными особенностями и опциями. Часто они включают в себя бонусные баллы для оплаты билетов, мобильной связи, бензина. Также при использовании карточек предоставляются скидки в магазинах, с которыми банки имеют партнерские соглашения.
Помимо этого, многие банки стали предлагать карты с возможностью cash-back, которая подразумевает возврат части потраченных денег на счет клиента. Пластиковые карты имеют также дополнительный функционал. К примеру, карта может служить также проездным билетом на метро. Такие карты имеют специальные встроенные чипы, за счет которых можно проходить через турникеты в метро, а стоимость поездок списывается со счета клиента по результатам каждого месяца.
Однако чаще всего, такие предложения уже не воспринимаются, как новшество и довольно широко используются жителями больших городов. Поэтому банки стараются придумывать все более оригинальные ходы, чтобы не отставать от быстро меняющегося рынка и не терять клиентов, которые довольно требовательно относятся к нововведениям.
Нестандартные пластиковые карты появляются, прежде всего, за счет использованию новых технологий. К примеру, швейцарская компания NagraID вместе с MasterCard и Standard Chartered Bank создала платежные карты, которые имеют, кроме магнитной полосы и чипа маленький жидкокристаллический дисплей и 12-кнопочную сенсорную клавиатуру. Они могут реализовать механизм одноразовых паролей, во время оплаты покупок картой, без использования мобильного телефона.
Эта разработка нацелена на повышение удобства и безопасности при использовании пластиковых карт. В России подобные новшества предлагаются клиентам банка «Авангард». Согласно информации банка, MasterCard Platinum и Visa Platinum с дисплеем имеют генератор одноразовых паролей, который используют, чтобы подтвердить операции в интернет-магазинах, пользующихся технологиями MasterCard Secure Code и Verified by Visa.
В дальнейшем создатели MasterCard Display Card намерены расширять ее функциональность, в том числе добавить возможность просмотра баланса, последних транзакций, бонусных баллов и другой информации на мини-дисплее.
Еще одним нововведением на рынке пластиковых карт в России стали банковские карты, имеющие технологию бесконтактных платежей Visa Paywave и MasterCard PayPass, при помощи которых проводится мгновенная оплата покупок. Подобные карты имеют специальные встроенные чипы и антенны, которые дают возможность по радиоканалу передавать на бесконтактные терминалы, к которым прикладывается карта, информацию о платеже. При оплате покупок, через подобные терминалы, клиент не отдает свою карту в руки кассиру. Оплата проводится самостоятельно в одно касание.
В США, Австралии, Гонконге и Корее оплата банковскими картами с технологией бесконтактных платежей уже стала привычным явлением. Такие карты используют в магазинах, ресторанах, супермаркетах, на заправках. В России же это платежное средство только начало появляться и банков, которые предлагают своим клиентам подобные карты, совсем немного.
Карты Visa Paywave были выпущены на российский рынок только в 2011 году. Первый банк, пустивший их в оборот – «Альфа-банк».
Кроме создания дополнительного функционала, привлекать внимание к банковским картам пытаются при помощи оригинального внешнего вида. Дизайн платежных карт уже довольно разнообразен.
Многие клиенты хотят видеть на картах не шаблонный рисунок и логотип банка, а что-то более оригинальное. Поэтому, дизайн платежных карт, который предоставляют зарубежные банки, довольно разнообразен: экзотические пейзажи, животные, известные люди и многое другое.
Отечественные банки также стараются выпускать оригинальные карты. Так «Промсвязьбанк» выпустил платежные карты с рисунками из известной игры Angry Birds, которые заняли место в рейтинге лучших банковских проектов прошлого года.