Рейтинг клиник пластической хирургии в Москве www.chirurgiya.ru

Главная  |  Статьи

15.04.2013

Как правильно подавать жалобу на банк в Роспотребнадзор?

 

Банк беспокоит звонками по ночам? Добавляет в кредитный договор страховку, не сообщив об этом клиенту? Начисляет непонятные пени и штрафы? Следует передать эти вопросы профессионалам в лице Роспотребнадзора.

Так как же правильно жаловаться на банки?

Знай свои права

Многие считают, что Роспотребназдор занимается только проблемами, связанными с продуктами. Но это не так. Данное ведомство может защищать также финансы россиян. К тому же качество финансовых услуг жителей нашей страны волнует куда больше качества продуктов.

Но пока граждане не сильно активно жалуются на банки в Роспотребнадзор. За 9 месяцев 2012 года поступило только 111 обращений на некачественно оказанные финансовые услуги, из которых практически все касались кредитов. Чаще всего граждане подавали жалобы на Сбербанк, Росбанк, «Русский стандарт» и «Альфа-банк».

Глава Роспортебнадзора часто и ярко комментирует события, происходящие на рынке финансовых услуг и сообщает о готовности защищать интересы людей. Г. Онищенко говорил о незаконной деятельности коллекторов. Он считает, что передавать долги гражданина коллекторам – это грубое нарушение законодательства. Многие, кто сталкивался с коллекторами, безусловно, поддержат подобные заявления. У ведомства также были важные победы. К примеру, Роспотребнадзору удалось доказать незаконность дополнительных комиссий, который банки устанавливают за ведение счетов по кредитам.

Пару лет назад достаточно серьезно обсуждали вопрос, может ли Роспотребнадзор вмешиваться в деятельность банков. Банкиры тогда сообщали, что данное ведомство мало осведомлено о правилах банковской деятельности, поэтому плохо исполняет свои обязанности по защите прав и интересов граждан в области потребительского кредитования. Ассоциация российских банков не единожды сообщала о том, что Роспотребнадзор не должен вмешиваться в работу банков.

При этом направлять свои претензии граждане России могут в три инстанции: непосредственно в банк, в Центробанк и Роспотребнадзор. Последний больше всех остальных защищает интересы граждан, поэтому туда следует обращаться практически сразу. Также Роспотребнадзор может привлекать банки к административной ответственности.

Обращаться в Роспотребнадзор следует в таких случаях:  

1. Банк изменяет ставки по кредитам в одностороннем порядке. Закон «О банках и банковской деятельности» включает прямой запрет на одностороннюю смену процентных ставок по кредиту. По закону «О защите прав потребителей», условия договора, которые ущемляют права потребителя, если сравнивать с правилами, которые установлены законами или другими правовыми актами РФ в сфере защиты прав потребителей, признают недействительными.

 2. Банк берет дополнительные комиссии за ведение кредитного счета. Такое случается часто: банки привлекают клиентов низкими ставками по кредиту, а потом начинают добавлять различные пени, страховки и другое, что вместе делают изначальное предложение банка не настолько выгодным. Есть две самые частые уловки. Первая – банк взимает с клиента деньги за «резервирование кредитных средств». Вторая – банк списывает средства за использование расчетного счета, что достаточно странно, если учитывать, что счет не расчетный, а ссудный. Это является другим порядком работы, который исключает взимание комиссий за ведение счета.

3. Банк звонит клиенту по ночам. Здесь есть несколько мнений. Банки считают, что имеют право звонить кому и когда угодно. Их не волнует, какое время суток сейчас. Но законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», который мог бы установить прямой запрет на звонки по ночам, так и не приняли, что не мешает клиентам расценивать подобное поведение банка, как нарушающее права потребителей.

4. Комиссия за предоставление кредита. Достаточно странная комиссия, которая встречается и зависит от размера займа. По сообщению Роспотребнадзора, такое условие договора является противоречащим норме, которая установлена законом «О защите прав потребителей», предусматривающей что запрещается обуславливать покупку одних товаров обязательной покупкой других.

5. Банк навязывает страховку, которая стоит дороже кредита или умалчивает о ней во время подписания договора. Эти случаи – грубое нарушение прав потребителя. Особенно странно требование страхования жизни и здоровья, которые подключены к кредиту на мобильные телефоны или тостеры. Банки могут требовать страхования дорогих сделок, таких как ипотека или автокредит. А вот покупка мелких бытовых приборов или электроники, при условии обязательного страхования – это повод для жалоб.

Порядок обжалования

Если человек считает, что банк нарушает его права, как потребителя, стоит обратиться с претензией в сам банк. Если он не намерен идти клиенту навстречу и не может доказать свою правоту, необходимо обратиться в Центробанк, Роспотребнадзор, ФАС, и, безусловно, суд по месту жительства.

Роспотребнадзор, согласно результатам рассмотрения претензий от граждан, может привлекать банк к административной ответственности.