Главная  |  Статьи

22.04.2013

Интернет-банк или посещение отделения?

По мнению специалистов, чтобы интерес к интернет-банкингу стремительно повышался, нужно, чтобы степень проникновения в массы достигала определенного уровня. Россия уже находится на таком уровне. Интернет сейчас есть у большинства активного в финансовом плане населения. Поэтому увеличение популярности интернет банка будет наблюдаться всё активнее.

Прогресс неизбежен

Сейчас возможность обслуживания через интернет предоставляется многими банками.

Самыми востребованными операциями является:

·         проверка остатка денег на счете

·         перенос средств между главными счетами

·         оплата ЖКХ услуг

·         произведение платежей для погашения кредитов

Помимо перечисленных операций, при помощи интернет банка можно реализовывать самые разные функции:

·         проводить переводы в другие банковские учреждения страны и за границу

·         получать выписки по счетам, что очень удобно при ведении домашней бухгалтерии

·         оплачивать счета, билеты или услуги связи

·         создавать регулярные платежи, которые автоматически можно будет совершать в определенное время

·         заказывать банковские услуги

·         класть средства на депозиты

Недоверие людей к интернет-банкингу объясняется разве что отсталостью мышления. Многие до сих пор любят рассчитываться наличными, хотя расчеты банковской карточкой безопаснее, удобнее и дешевле. Многие работники, которые получают зарплату на карточку, сразу же снимают ее и хранят дома. А о пенсионерах и представителях старшего поколения вообще можно с уверенностью сказать, что они не являются поклонниками интернет-банкинга. Но положительная динамика, безусловно, будет. Стоит только вспомнить, какими необычными казались мобильные телефоны лет десять назад и посмотреть, как их воспринимают сейчас. Или платежные терминалы – на данный момент это привычно А когда они только начали появляться, люди выстаивали очереди в точках приема платежей, чтобы пополнить счет на мобильных телефонах.

В интернет-банкинге наиболее сложно – начать им пользоваться. Но сложности в этом исключительно психологические. Попробовав однажды оплатить услуги ЖКХ таким образом, в следующий раз человек уже не пойдет платить в пункт приема платежей, поскольку к хорошему люди привыкают быстро.

Бонусы - продвинутым

Стараясь привлечь интернет-клиентов банки предлагают множество привилегий: депозитные программы, повышенные ставки по вкладам, которые были размещены при помощи интернета, комиссионные за перевод счета в банки в несколько раз ниже, чем при классическом переводе в отделении.

При помощи интернета клиент может активнее проводить операции. Не многие пойдут в банк разместить на депозит несколько тысяч рублей, даже если эти деньги нужны для достижения цели, однако если для этого нужно только несколько кликов мышки – люди будут проводить подобные операции куда охотнее.

Исходя из практики, средняя сумма депозитов пользователей интернет-банкинга меньше, чем у классических клиентов. Однако это не говорит о их бедности. Им нет необходимости ждать, когда будет накоплена значительная сумма, чтобы жалеть о потраченном времени на походы в банк, которые занимают полдня. Интернет-пользователи более охотно пополняют счета, потому, что всегда могут их контролировать – можно посмотреть остаток, осуществить платежи. Банки с хорошими интернет-банками являются более привлекательными для физических лиц.

Особо интересно рассмотреть безопасность операций, которые проводятся через интернет. Чтобы защитить личные данные, банки используют:

·         электронно-цифровые подписи

·         криптографические алгоритмы шифрования каналов передачи данных

·         одноразовые пароли, которые создаются из случайных чисел

·         sms-информирование о проведенных операциях

Одноразовые пароли создаются при помощи брелков token. Пароли имеют ограниченное время действия в несколько минут или секунд. Банки могут высылать пароль на мобильный телефон клиента. Помимо этого, используются виртуальные клавиатуры, чтобы помешать считывать информацию с помощью компьютерных вирусов. Часто ограничено время сессии. Для возобновления работы клиенту нужно проходить аутентификацию снова. Такие меры предосторожности позволяют сделать работу через интернет довольно защищенной.

Другими словами интернет-банкинг выбирают люди, любящие быстро решать свои вопросы, те, кто хочет решать все дела сразу, не откладывая на завтра, те кто понимают, что для безопасности интернет-банкинг подходит идеально.

При всех положительных стороных интернет-банкинга, классические отделения банков вряд ли исчезнут. Всегда будут клиенты, которым важны церемонии. Те, кому нравится заходить в солидное здание из мрамора и стекла, видеть хорошо одетый приветливый персонал, спокойно общаться, выбирая оптимальные банковские продукты, пить кофе и наслаждаться сервисом. Даже при нехватке времени такие люди не откажутся от удовольствия посещать банк. Даже если подобная возможность появляется не часто.

Большинство банкиров считают, что развитие интернет-банкинга станет причиной значительного сокращения отделений банков. Банкам нужны серьезные постоянные клиенты, которые стремятся к долгосрочному сотрудничеству, любят живое общение, надеются на индивидуальный подход. Они считают, что онлайн сегмент растет стремительно, однако имеет свои рамки. Он составляет 25-30% и не больше.

Отделения банков не исчезнут полностью также потому, что при использовании онлайн-сервисов получается экономить средства благодаря переходу на самообслуживание, но эти средства попросту перераспределяются на другие сферы. Банку необходимо поддеживать бесперебойность работы системы, сохранять безопасность, оплачивать лицензии, программное обеспечение и технические элементы защиты.

Вероятно, скоро будет определенное разграничение функций. При этом обычные операции будут проводиться клиентами самостоятельно при помощи интернета. А банки станут консультационными центрами, которые помогают выбирать самые оптимальные банковские продукты.

А что выберете вы?