В этой категории находятся женщины старше 35 лет, которые берут микрокредиты. Итоги исследования озвучили на пресс-конференции МФО «Домашние деньги» и аналитической компании SAS.
Целевая аудитория микрофинансовых организаций довольно обширна – в нее входит большая часть населения страны. В данной аудитории есть люди от 25 до 55 лет, доход которых не относится к среднему, а возраст заемщиков в среднем – 37 лет.
Микрофинансовые организации чаще всего получают обращения от людей, которые не могут доказать свою платежеспособность банку, у которых нет постоянной работы или официальной зарплаты или же те, у кого испорчена кредитная история. Следует отметить, что микрофинансовые организации довольно лояльно относятся к клиентам. За просроченные платежи нет штрафов. Средний заем выплачивают на два месяца позже, чем это предусмотрено графиком платежей.
Компания «Домашние деньги» работает при помощи большой агентской сети. При этом агенты ищут клиентов в ближайшем окружении. Стоит отметить, что агент приходит к клиентам и оценивает платежеспособность по обстановке в квартире, основываясь на этой информации он принимает решение о выдаче займов. Составляют индивидуальный график платежей.
Около 60% ссуд выдают женщинам. Они в полтора раза чаще мужчин обращаются за займом повторно. Чаще всего они берут займы летом в сезон отпусков, каникул или же подготовки к школе. Причем эти займы чаще всего на 5-6% больше, чем займы мужчин.
Чаще всего люди берут займы на ремонт, семейные события и обслуживания автомобилей. Также популярны займы на отдых.
Большая часть заемщиков – люди со средним образованием или ниже. Есть некоторая тенденция – чем выше уровень образования заемщиков, тем дольше срок займа.
Компания «Домашние деньги» сделала вывод, что хуже всего относятся к долговым обязательствам мужчины до 40 лет, а также работники физического труда. Исправно же платят клиенты в возрасте до 35 лет, работники государственных структур и руководители разных уровней.
Кроме анализа базы клиентов и портрета заемщика предоставлялись также общие перспективы развития рынка МФО в России. Как сообщает директор по работе с финансовым сектором компании SAS Россия/СНГ Юлия Гольдберг, МФО растут довольно быстро и наделены большим потенциалом. К тому же эксперт отмечает тесное сотрудничество МФО с аналитическими компаниями, что дает им возможность лучше понимать и определять целевую аудиторию.
Юлия Гольдберг говорит, что в отличие от банков, которые активно заработали с аналитиками только в 2005 году, то есть через 15 лет после того, как банковский сектор начал развиваться, МФО начали контактировать с исследователями после 5 лет своего существования на рынке.
По словам главного исполнительного директора компании «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, МФО быстро развиваются в России. В прошлом году объем отечественного рынка микрофинансирования насчитывал примерно 48 миллиардов рублей, а к 2015 году, по прогнозам, ожидается увеличение до 300 миллиардов рублей. То есть ожидается практически двукратный рост в ежегодно в течение ближайших трех лет.
Скоро помимо интенсивного роста планируется концентрация рынка. Это связывают с тем, что небольшие МФО с трудом будут работать в новых условиях. На данный момент они работают по системе упрощенного налогообложения. Крупные МФО выступают за принятие поправок, которые позволят вернуть их деятельность в обычную налоговую схему.
По словам Андрея Бахвалова, подобные поправки могут быть приняты Госдумой на осенней сессии К тому же Минфин может обязать МФО делать резервы, которые позволят страховать их от вероятных потерь. Это всё приближает МФО к обычным банкам. А мелкие организации будут уходить с рынка из-за неблагоприятных рабочих условий.