Об этом сообщают данные социологического опроса. 47,4% опрошенных сообщают, что никогда не брали и не берут кредиты. Однако, некоторые из данной категории признают, что если наступят особые жизненные обстоятельства, они рассмотрят кредиты, как вариант получения займа.
Стоит отметить, что в долг россияне готовы брать в первую очередь большие покупки, такие как квартира или машина. Об этом сообщает 27,4 и 34,6 процента опрошенных соответственно. 10% опрошенных готовы брать кредиты для бизнеса, 8,4% - на лечение, 5,4% на отпуск или ремонты и 5% - на обучение. Кредиты в торговых сетях на приобретение бытовой техники и электроники наименее популярны. Их готовы брать только 3% опрошенных. Получается, тенденция такова: россияне готовы брать кредиты на большие покупки, а на мелкие они готовы копить.
По словам директора департамента по развитию продуктов и услуг Банка Хоум Кредит Павла Беляева, в их банке клиенты часто указывают в качестве целей кредита – путешествия, свадьбы, крупную бытовую технику или ремонт.
Данный тип культуры отличается от типа кредитования в западных странах. Американцы, к примеру, больше соглашаются получать потребительские кредиты, чем ипотечные займы. Также, стоит отметить, что ставки по потребительским кредитам в США достаточно высокие, а по ипотеке, наоборот, низкие. Американцы чаще берут в кредит автомобили, бытовую технику и пользуются кредитками нескольких банков сразу. В России же чаще люди готовы копить, а кредиток боятся. В Штатах также популярны образовательные кредиты, к которым у нас относятся настороженно.
Также важна разница в отношении к кредитам. В России лучшей кредитной историей можно назвать ее отсутствие. На Западе же кредиты берут все, поскольку часто это очень выгодно. Например, бизнес кредитуют для постоянного роста, поскольку другая позиция в данном вопросе может стать причиной упущенной прибыли. Кредиты дают возможность быстро реагировать на смену финансовых условий и улучшение уровня жизни, безусловно, если брать их грамотно, для чего нужен высокий уровень финансовой грамотности.
Заместитель председателя правления АКБ «Ланта-Банка» Ирина Рысь говорит, что негативное отношение россиян связано с невысоким уровнем финансовой грамотности. По ее мнению, потребительское кредитование, это в первую очередь экспресс-кредиты, которые довольно дорогие для населения. Стоит отметить, что немногие внимательно читают договор, что может стать причиной довольно неприятных последствий. Поэтому кредиты воспринимают негативно.
Вероятно, респонденты, которые говорят, что не берут кредиты из принципа, ранее уже имели негативный опыт связанный с кредитами. Так по мнению начальника отдела потребительского кредитования Банка «Открытие» Ольги Кондаковой, в связи с подписанными не глядя кредитными договорами, переоценкой финансовых возможностей и не очень честными участниками розничного рынка, отношение к кредитам у россиян очень неоднозначное и чаще негативное. Но за последние годы рынок становится всё более цивилизованным, а условия банка становятся ясными и без «подводных камней».
Однако, по словам банкира, на рынке есть разные небанковские коммерческие организации, предлагающие оформлять кредиты населению не на очень честных условиях. Прежде чем принять решение о сотрудничестве с подобными организациями, заемщики должны внимательно изучать договор и прочие документы, которые они подписывают, оформляя кредит, а также обращать внимание на штрафы и комиссии.
По данным Национального бюро кредитных историй около 58% граждан от 20 до 65 лет хотя бы раз брали кредиты. Заместитель председателя правления «Ренессанс Кредит» Татьяна Хондру сообщает, что данные опроса не соответствуют данным НБКИ из за психологического фактора – люди, которые уже имеют опыт использования кредита по негативным причинам могут отказываться ассоциировать себя с кредитами, поэтому часто из принципа не оформляют их.
Интерес к кредитам в России все таки не ниже, чем за рубежом.
Кредиты в России берут еще не совсем разумно, как считает независимый финансовый советник Наталья Найденкова. По ее словам, россияне берут часто дорогие потребительские кредиты, руководствуясь эмоциями. При этом экономически было бы выгоднее накопить деньги на протяжении некоторого периода времени или же обойтись без вещи. Эксперт считает, что россияне часто берут на себя кредитную нагрузку, которая превышает 50% доходов.
По мнению Найденковой, в России стоит брать кредиты на развитие бизнеса, на приобретение недвижимости, на расширение производства и образование детей. Эти цели дают возможность позднее окупать затраты.