Руководство Сбербанка недовольно снижением доли этой кредитной организации на рынке банковской розницы. Поэтому представители банка хотят провести очередное исследование на предмет того, что же именно не устраивает клиентов. Еще год назад «зеленый слон» занимал почти тридцать четыре процента рынка потребительского кредитования. А сейчас ему принадлежит чуть больше, чем тридцать два процента. При этом ВТБ 24, который является ближайшим конкурентом Сбербанка, наращивает собственную долю. По мнению экспертов в области банковского бизнеса, у «Сбера» есть шанс к возвращению утраченных позиций. Этого можно добиться, в том числе, и при помощи рефинансирования, запускаемого с осени.
По документации, имеющейся в распоряжении портала «Банки.ру», Сбербанк в последнее время отмечает снижение своей доли в секторе потребительского кредитования. Согласно данным самой кредитной организации, ее доля на рынке потребительских кредитов составляет 32,02 процента. Чтобы исправить как-то ситуацию, крупнейший банк страны планирует воспользоваться услугами компании, которая бы провела за миллион собственное исследование, выяснив, на каком этапе выбора кредита потенциальные заемщики Сбербанка передумывают пользоваться его услугами. В качестве заемщиков банк преимущественно интересуют мужчины и женщины в возрасте от двадцати пяти до пятидесяти пяти лет, получившие не более чем полгода назад в каком-либо банке кредит.
Стоит отметить тот факт, что ранее (в апреле) банк пребывал в поиске компании, которая могла бы помочь ему решить схожие задачи. Тогда представители кредитной организации отмечали, что усилилась конкуренция на рынке платежей за услуги, предоставляемые ЖКХ. Банк указывал на основные свои недостатки на означенном «поприще», планируя провести анализ факторов, отпугивающих клиентов от его методов работы.
Журналисты портала «Банки.ру» отметили, что едва ли не традицией Сбербанка является проведение опросов его клиентов. Ежегодно «слон», которого учат танцевать, нескольким разным компаниям заказывает несколько исследований на предмет выяснения того, что же в очередной раз пришлось клиентам не по нраву. К примеру, совсем недавно стало известно, что Сбербанк потратил семьдесят пять миллионов рублей, чтобы изучить предпочтения своих розничных клиентов. На основе полученной информации планировалось провести оптимизацию продуктовой линейки.
Жении Лубенец, ведущий специалист информационно-аналитической службы портала «Банки.ру» говорит о том, что опасения Сбербанка совершенно не напрасны. . «Год назад (то есть на 1 августа 2012 года) доля Сбербанка на рынке розничного кредитования находилась на уровне 33,6%, на 1 января этого года — 32,7%, а на 1 августа 2013 года — уже 32,02%. В то же время растет доля у ближайшего конкурента Сбербанка по рознице — ВТБ 24. На 1 августа 2012 года его доля на рынке розничного кредитования составляла 10%, на начало этого года — 10,3%, а на 1 августа 2013 года — 10,7%. Но, как видим, доли у этих банков совершенно разные, и в ближайшие несколько лет ВТБ 24 вряд ли догонит Сбербанк», - говорит аналитик.
Помимо этого, масштабы бизнеса у Сбербанка и ВТБ 24 совершенно разные. Если за один лишь август этого года Сбербанк выдал розничных кредитов на 2,9 триллиона рублей, то ВТБ 24 – всего лишь на 966,4 миллиарда. Вячеслав Грицаенко, старший вице-президент ВТБ 24 в середине августа заверял в том, что кредитный портфель физлиц увеличится до трех триллионов рублей, а доля на рынке кредитной розницы достигнет восемнадцати половиной процентов.
Однако «слону» нужно обратить свое внимание также на другие показатели. Например, скорость роста розничного кредитного портфеля банка уступает шестнадцати кредитным организациям, которые входят в тридцатку лидеров по кредитованию физических лиц. С января по август этого года темпы роста «Сбера» в этом сегменте составили четырнадцать с половиной процентов. А у ВТБ 24 данный показатель находится на отметке почти в двадцать два процента. Хоум Кредит Банк по этому сегменту показал результат в более чем двадцать шесть процентов, а «Русский Стандарт» - почти в двадцать пять процентов.
Жении Лубенец говорит: «Что касается темпов роста, то у Сбербанка и ВТБ 24 они традиционно ниже, чем у других заметных игроков на рынке розничного кредитования. Объясняется это большим размером розничного кредитного портфеля. У других банков объемы портфелей кредитов физлицам существенно меньше, и наращивать их высокими темпами проще. Если смотреть на абсолютные значения, то с начала года «Сбер» показал самый большой прирост. Отдельно хотелось бы отметить высокий темп роста портфеля ВТБ 24 в этом году. Этот рост во многом объясняется интеграцией в группу ВТБ Транскредитбанка и передачей его розничного бизнеса ВТБ 24».
Иван Лебедев, вице-президент и начальник управления потребкредитования ВТБ 24, считает, что банку удалось добиться увеличения своей доли на рынке кредитов физическим лицам благодаря предложению конкурентных условий по кредитным продуктам и модификации модели продаж, которая стала гораздо более клиентоориентированной. Помимо этого, была изменена технология выдачи и обслуживания кредитов и предложения новых кредитных продуктов клиентам.
Банкир отметил то, что банк ВТБ 24 не ставит перед собою цели перегнать Сбербанк, несмотря на то, что у него вышло это сделать в мае в сегменте автомобильного кредитования. «Ведомости» тогда со ссылкой на исследование, проведенное компанией «Frank Research Group», сообщили о том, что на первое мая крупнейший портфель автомобильных кредитов был именно у банка ВТБ 24. Он с начала текущего года вырос до 150,3 миллиарда рублей, то есть более чем на десять процентов. При этом у Сбербанка он вырос до 104,1 миллиарда – всего на полтора процента. Правда, с подобными подсчетами представители Сбербанка не согласились.
Представители банков говорят о том, что у «Сбербанка» еще есть время для того, чтобы наверстать упущенное.
Герман Белоус, занимающий пост директора департамента розничного бизнеса в СБ Банке, говорит о том, что в нынешнее время возможности кредитования ограничены, поскольку с режима активных трат люди перешли более на режим сбережения. Хотя в любом случае возможности для роста сектора кредитования имеются. Так, многие банки энергично занялись рефинансированием кредитов. Например, Сбербанк такую программу запускает осенью. Безусловно, новый инструмент ему поможет достичь ускорения темпов розничного кредитования. И, несмотря на то, что сейчас у государственного банка отмечается определенное снижение рыночной доли, это объясняется летней порой, которая является периодом отпусков и снижения деловой активности. Эта тенденция в начале осени должна нивелироваться. Поэтому, скорее всего, Сбербанку удастся до конца года нарастить свои объемы.
Однако Сбербанку рано расслабляться. Перспективы отвоевать заметную долю потребительских кредитов в ближайшие годы, по словам Белоуса, есть у банков «Хоум Кредит», «Русский Стандарт», Росбанк и Альфа-Банк. Таким образом, если у этих кредитных организаций получиться достичь означенной цели, то они смогут приблизиться к двум гигантам – ВТБ 24 и Сбербанку. Эксперт считает, что ранее упомянутым банкам в этом поможет как запуск новых продуктов, так и работа над развитием сети филиалов. Ведь чем больше есть отделений, тем больших можно добиться объемов кредитного портфеля.
Логично было бы предположить, что если уменьшится доля Сбербанка, то у него кто-то «отнимет» эту долю. В целом, по утверждению экспертов, изменение долей на рынке можно объяснить аппетитом к риску некоторых кредитных организаций, а также способностью к быстрой адаптации своих бизнес-моделей к меняющемуся рынку.
Несмотря на доминирующую долю Сбербанка почти во всех сегментах портебкредитования, в каждом из сегментов на рынке всегда есть игроки, которые для захвата доли рынка ведут более агрессивную политику. Так прокомментировал на правах анонимности нынешнюю ситуацию один из крупных банкиров.
Эксперты говорят, что сейчас весь банковский сектор живет не так привольно, как на протяжении последних трех лет. Розничное кредитование до сих пор остается популярным направлением бизнеса, однако его темпы роста заметно снижаются в сравнении с 2010-2012 годами. Это связано с тем, что многие граждане не имеют потребности в ссуде, поскольку уже успели ее взять.
Дмитрий Жиздюк, директор по развитию бизнеса портебкредитования и стратегических партнерств Альфа-Банка, ожидает, что в текущем году темпы роста розничного кредитования не должны превысить пятнадцать-семнадцать процентов. При этом банкир не тал бы говорить о том, что интерес заемщиков к банкам снижается. Тут, скорее, имеет значение эффект растущей базы, поскольку увеличивается вес каждого следующего процента роста в абсолютных значениях. При этом со стороны кредитных организаций фактором, ограничивающим рост, является ухудшение качества входящего потока. Это связано с тем, что замедляется темп роста доходов населения, а уровень закредитованности возрастает.
Представитель СБ Банка Герман Белоус согласился с тем, что в 2013 году не будет взрывного роста на рынке розничного кредитования. Согласно его оценке, темпы роста имеются, однако они будут весьма спокойными и не должны превысить двадцати-двадцати пяти процентов. Причиной этого будут в том числе и требования Центробанка на счет увеличения норм резервирования по ссудам.
Белоус говорит, что в Сбербанке с приходом Германа Грефа случилось множество перемен. В их числе и то, что был отлажен механизм работы «Кредитной фабрики», а также изменена продуктовая линейка и формат отделений. Конечно, эти положительные перемены получили должный эффект. Банк более активно начал работать со своей клиентской базой, привлекая параллельно новых клиентов. А действующие клиенты банка уже взяли достаточно кредитов и сейчас их выплачивают. Когда эти заемщики уже расплатятся по своим обязательствам, они, возможно, будут пользоваться новыми кредитными услугами от Сбербанка (при условии, что вверх пойдут их доходы). Тогда у Сбербанка появится шанс на то, что его доля в секторе кредитной розницы может возрасти.