Кредитные организации до сих пор продолжают рассылать на мобильные телефоны своих клиентов рекламу своих услуг и продуктов, вопреки тому, что сейчас идет подготовка законодательного запрета на рассылку спама при помощи СМС. Доказать то, что предложение по кредиту или вкладу является спамом, а не персональным сообщением, будет очень сложно. Однако государственные органы, по информации интернет-ресурса «Банки.ру». будут следить за тем, чтобы клиент давал свое согласие на получение от кредитной организации любой информации, не имеющей отношения к условиям договора.
Количество потребителей, которые возмущаются в связи с мелким шрифтом в кредитных договорах, соразмерно количеству тех, кто негодует на счет рекламных предложений, которые рассылаются кредитными организациями при помощи СМС сообщений.
Как известно, навязчивой СМС-рекламой злоупотребляют не только многие банки, но и другие организации. Именно в связи с этой проблемой Минкомсвязи занялось разработкой законопроекта на счет запрета СМС-спама. На днях Денис Свердлов, советник главы Минкомсвязи, заявил о том, что соответствующие поправки в нормативно-правовой акт «О связи» на этой неделе правительство уже может внести в государственный орган.
Из текста того законопроекта, который есть в распоряжении интернет-ресурса «Банки.ру» следует то, что по жалобе клиента любые операторы сотовой связи могут блокировать нежелательную рассылку. Тут идет речь не только о блокировке той рассылки, которая осуществляется как спам в массовом порядке, но и о прекращении передачи тех сообщений, которые идут на конкретный абонентский номер. Для такого прекращения хватит только жалобы владельца телефонного номера. Стоит отметить, что под спамом подразумевается рассылка, которая осуществляется без предварительного согласия ее получателя.
Правда, механизм реализации упомянутого закона пока не прописан. В том числе, не указано то, каким образом будет доказываться, что сообщение относится к спаму. Неясно также то, что станет по этому закону надлежащим согласием физического лица на получение при помощи СМС рекламной информации. Неизвестно также то, каким образом это фиксировать в договорах.
Нестыковки пока вовсю используются банками. СМС-рассылку предложений по продуктам, а также банковским услугам использует большинство банков, которые заняты развитием розничного сегмента. Судя по отзывам, которые клиенты оставляют в рубрике «Народный рейтинг» портала «Банки.ру», они жалуются на то, что не давали кредитным организациям своего согласия на рассылку рекламы на свои мобильные телефоны путем СМС-сообщений. Однако многие кредитные организации утверждают, что на самом деле такое согласие прописано в дополнительных условиях договоров о банковском обслуживании. То есть это разумеется само собой даже в том случае, если оно не было прописано в договоре отдельным пунктом, возле которого надо ставить галочку.
Андрей Рассохо, представитель службы заботы о клиентах в Сбербанке, таким образом, ответил на просьбу одного из пользователей «Народного рейтинга» дать пояснения на счет нежелательной СМС-рассылки: «Хочу выразить свое сожаление, что инициатива банка доставила вам неудобства, ведь, делая эту рассылку, мы в первую очередь хотим сообщить нашим клиентам наиболее актуальную информацию об услугах нашего банка».
Россохо продолжил: «Ваше заявление на выдачу банковской карты было вами подписано, что подтверждает ваше ознакомление с «Условиями использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», которые в совокупности с другими документами являются договором о выпуске и обслуживании банковских карт».
И вправду, согласно условиям пункта 9.2.1. данных условий, которые опубликованы на официальном интернет-ресурсе «Сбера», «держатель уполномочивает банк в том числе предоставлять держателю «информационные и рекламные сообщения об услугах банка путем организации почтовых рассылок, рассылок СМС-сообщений, рассылок по электронной почте в адрес держателя, а также посредством телефонной связи».
Как передала пресс-служба Сбербанка, двадцать третьего августа на момент работы над данной темой упомянутого выше портала, кредитная организация решила воздержаться от комментариев по этому вопросу.
В «Народный рейтинг» поступил целый ряд жалоб на Русславбанк, рассылающий предложения о собственных услугах и продуктах при помощи СМС всем тем, кто хоть раз «имел неосторожность» воспользоваться услугами системы финансовых переводов Contact, принадлежащей кредитной организации.
Один из пользователей упомянутого рейтинга сетует, что тем, кто не желает становиться жертвой ежедневной навязчивой СМС-рассылки рекламы от системы Contact, стоит никогда не использовать ее услуги, а также ни при каких условиях не давать реальный номер собственного мобильного телефона. От спама, по словам этого пользователя, не помогают избавиться никакие телефонные звонки в колл-центр. Девочки и мальчики, сидящие на другом конце провода, спрашивают номер мобильного телефоне, после чего вежливо уверяют, что рассылка спама прекратится, но уже на следующий день от них приходит очередное назойливое сообщение.
Если говорить конкретно о «Русславбанке», то согласие на рассылку сообщений рекламного характера там – неотъемлемая часть договора об указании услуг, когда речь идет о продуктах «Contact Банк», или же заявления на осуществление перевода денег. Там в тексте четко указано то, что клиент соглашается на рассылку информации о банковских продуктах.
Помимо того, судя по отзывам пользователей «Народного рейтинга», спам от имени какого-либо банка идет не только его пользователям, но и тем людям, которые никогда не пользовались услугами определенной кредитной организации. Конечно, эти люди тем более не давали своего согласия на подобную рассылку.
Поэтому закон, о котором выше шла речь, в случае принятия сможет защитить многих людей от нежелательного и назойливого спама.