Главная  |  Новости  |  Новости банковского рынка

09.07.2011

ФАС выступил с новой инициативой по оформлению кредитных договоров

ФАС выступил с новой инициативой по оформлению кредитных договоровСогласно новой инициативе, предложенной ФАС, как минимум 5% площади первой страницы договора с клиентов о предоставлении кредита должна занимать подробная информация о стоимости кредита, с полным описанием всех комиссий и дополнительных выплат.

Подобное нововведение, по мнению специалистов антимонопольного комитета, должно препятствовать недобросовестной конкуренции. И улучшить ситуацию в сфере доставки грузов, особенно доставка сборных грузов смогла более конкурентно выйти на рынок.

В поправке, которую инициирует внести ФАС в действующий сегодня закон РФ "О банках и банковской деятельности  говорится следующее: "Информация о полной стоимости кредита помещается в квадратную рамку в правом верхнем углу первой страницы кредитного договора. Площадь, ограниченная рамкой, должна занимать не менее 5 процентов площади первой страницы кредитного договора".

И далее уточняется, что вся информация о кредите должна "наноситься прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера".

ФПС даже конкретно уточняет, что величина межстрочного интервала не должна быть больше высоты шрифта. А вся информация должна быть равномерно распределена по всей ограниченной рамкой площади.

ФАС не ограничивается одним законом, точно такие же поправки предлагается внести в закон о рекламе и в закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Согласно этим поправкам, ужесточаются требования к рекламным буклетам, плакатам, листовкам и щитам, на которых размещена реклама кредитных продуктов банков, особенно из серии "кредиты без процентов".

Составляя поправку к законам, в ФАС учли все проблемы и сложности, с которыми пришлось столкнуться, утверждая технический регламент размещения информации о вреде курения на пачках сигарет.

По утверждению  самих антимонопольщиков, их деятельность направлена только на те банки, которые ведут недобросовестную конкуренцию и вводят в заблуждение клиентов. Инициатива ФАС была связана с результатами проверок среди банков, когда были выявлены массовые нарушения, в частности в экспресс-кредитовании.

Это касалось явных несоответствий между реальной стоимостью кредита и публично заявляемой.  Центробанк в ответ на претензии ФАС рекомендовал банкам раскрывать клиентам полную информацию, касающуюся стоимости кредита, но дальше рекомендаций, дело не пошло, и уж тем более, наказывать за это нарушение ЦБ никого не стел.

ФАС считает, что на сегодняшний день требования об обнародовании полной информации по кредитным продуктам выполняются частично.

В пример приводят рекламные объявления, которые можно встретить в любом крупном магазине - банки предлагают потребительские кредиты вообще без первоначального взноса, да еще и без процентов сроком до 2 лет. Или 10% от первоначальной стоимости товара и беспроцентное погашение сроком на 10 месяцев.

В результате, о полной стоимости кредита клиент может узнать, только в том случае, если задаст очень конкретный и не предполагающий двузначного толкования вопрос. Но большинство покупателей вполне довольствуются информацией, размещенной на рекламном плакате.

ФАС уже направило свои предложения в Минфин, откуда они должны быть переданы далее в аппарат правительства России.

Начальник управления ФАС по контролю за финансовыми рынками Юлия Бондарева в интервью Газете.Ru пояснила: "Требование об указании полной стоимости кредита поможет клиенту сфокусировать свое внимание на цене банковского продукта и принять продуманное решение. Но наша цель не только в защите клиента от недобросовестного банка, но и исключение случаев недобросовестной конкуренции на рынке".

Эксперты банковского рынка, которые успели ознакомиться с инициативой ФАС, находят ее вполне приемлемой, но испытывают серьезные сомнения в эффективности предложенных мер.

Основная причина неуверенности в эффективности нововведения заключается в том, что на фоне катастрофически низкого уровня финансовой грамотности населения, информация, даже совершенно полная, даже заключенная в рамку и выделенная жирным шрифтом, вряд ли остановит большинство кредитных потребителей.

А банки, в свою очередь, недоумевают и пытаются найти в рекомендациях непонятную им логику.

Например, директор департамента розничного кредитования "Промсвязьбанка" Егор Шкерин объясняет: "Банки указывают полную стоимость кредита в конце договора с клиентом, на последней странице. В этом есть своя логика – читают то, что написано на последней странице, прежде чем ставить свою подпись".

Эксперты же уверены, что любые нововведения и рекомендации будут эффективным в одном, единственном случае - когда за сокрытие полной информации по кредиту или за любое другое нарушение действующего законодательства будет следовать немедленное и бескомпромиссное наказание.