Российское правительство бескомпромиссно выступило на стороне заемщиков в вопросе потребительского кредитования.
Министерством финансов разработан законопроект, принятие которого гарантирует заемщикам возможность получения кредитов без комиссий, страховой и каких-либо переплат.
Законопроект может быть одобрен в самое ближайшее время.
По новому закону кроме отсутствия комиссий и дополнительных начислений по кредиту предусматривается право клиента вернуть долг банку досрочно, а в обязанности банку меняется обязательное письменное уведомление клиента о допущенных им просрочках.
Принятие нового закона избавит пользователей кредиток от опасений в связи с возможными изменениями условий обслуживания и тарифов.
Представленный Министерством финансов документ далеко не первый в череде подобных по этому вопросу. Но все предыдущие изменения, представляемые в Минфин были направлены, как правило, вовсе не на защиту интересов заемщиков, а на лоббирование интересов отдельных банков и чаще всего касались проблем выдачи экспресс-кредитов.
Только в июле 2010 года специалисты Министерства финансов представили премьер министру РФ Владимиру Путину доклад, который подробно рассматривал вопросы, связанные с проблемами взаимоотношений финансово-кредитных организаций и гражданами.
Специалисты Минфина постарались учесть весь предыдущий опыт, чтобы новые поправки не стали бы "извращены" использованы против граждан, как это случилось с Роспотребнадзором.
В результате за полгода 2010 в российских судах было удовлетворено почти десять тысяч исков граждан к банкам, которые в общей сумме составили около 3,8 миллиардов рублей. Даже вместе взятые все остальные иски от потребителей к другим организациям, начиная от продуктовых магазинов, и заканчивая претензиями к коммунальным предприятиям, не дотянули и до половины этой суммы.
Для того чтобы защитить заемщика, который в отношениях с банком всегда оказывается бесправным и слабым и были разработаны поправки и изменения, рекомендуемые специалистами Минфина.
Практически все цивилизованные страны мира имеют специальные законы, которые прописывают унифицированные правила о потребительских кредитах.
Россия отличается от них тем, что с одной стороны у нас наблюдается невероятно низкая правовая культура кредитных организаций, а с другой - еще большая безграмотность потребителей в финансовых вопросах.
Практически все претензии, которые выдвигаются банкам, как со стороны проверяющих организаций, так и со стороны клиентов, идентичны. И не смотря на то, что представители Роспотребнадзора с завидной регулярностью выносят предписания, налагают штрафы и подают, а потом выигрывают судебные иски, подавляющее большинство банков плевать хотело на требования, прописанные в законах.
Самый яркий пример, это требования банков, предоставляющих автокредит, приобретения клиентом полиса КАСКО и ОСАГО. Хотя в законе о защите прав потребителей четко прописан запрет на навязывание дополнительных услуг. То же самое касается требования многих банков предоставить клиентом претендующем на получение ипотечного кредита полиса страхования здоровья и жизни.
На сегодня только несколько российских банков, среди которых Сбербанк, банк "Интеза" и некоторые другие, добровольно отказались от взимания различных комиссий за выдачу и обслуживание кредита. Хотя многочисленные случаи из судебной практики четко подтвердили незаконность подобных действий со стороны банков.
Подавляющее же большинство остальных банков так и продолжают снимать с клиентов комиссии, о которых ни слова не говорится в рекламируемых ставках, надеясь, что подавляющее большинство заемщиков даже не поймут, сколько они переплачивают.